Евдокия Ионина (скрипка), Елена Скворцова (виолончель), поэт Максим Лаврентьев, Юлия Иконникова (орган) на концерте в англиканской церкви Святого Андрея. Фото автора
Несколько десятков столичных меломанов, жарким пятничным вечером пришедших на концерт «Времена года. Вивальди и Чайковский» в англиканскую церковь Святого Андрея, что в Вознесенском переулке, ждал приятный сюрприз. Помимо заявленного в афише великолепного музыкального трио Евдокии Иониной (скрипка), Елены Скворцовой (виолончель) и Юлии Иконниковой (орган), в концерте принял участие поэт, писатель Максим Лаврентьев, на днях, кстати, дебютировавший в качестве композитора. Он не подыгрывал с хоров на клавесине, а читал собственные переводы сонетов Антонио Вивальди и новые поэтические эпиграфы к инструментальному циклу Петра Чайковского.
Он же заодно выступил и в роли конферансье, представив публике исполнителей, беседуя или, как выразился поэт, «немного болтая» с залом.
Из этой увлекательной «болтовни» все узнали, что Антонио Вивальди четырьмя сонетами, предваряющими каждую из частей цикла «Времена года», постарался максимально облегчить слушателям задачу восприятия его музыки. Вот, например, как представлял итальянский композитор свою «Осень»: «Тишь в лесу, прохлада и сиянье./ А сойдешь с лесной опушки вниз –/ Веселятся у реки селяне,/ Потчует их соком Дионис.// Гость, пришедший в праздник урожая,/ Он Деметры отворяет храм/ И стоит, кувшин изображая,/ Или чашей ходит по рукам,// Но никто не узнает в нем бога./ Чу! – вдали раздались звуки рога,/ лай собак, что изъявляют прыть./ Рог одну тревожно тянет ноту –/ С егерями герцог на охоту/ едет зверя гончими травить».
Но, пожалуй, главной «фишкой» поэтической составляющей вечера стали эпиграфы к «Временам года» Чайковского. Автор особо указал на то, что цитаты из русской классики второй половины XIX века, традиционно сопровождающие все 12 пьес Чайковского, не были в свое время согласованы заказчиком цикла, Матвеем Бернардом, с композитором, что оставляет нам свободу для сотворчества. Новые лаврентьевские эпиграфы как будто выросли из мелодий великого музыкального реалиста, некоторые из них буквально можно напевать: «Ах, этим летом так хорош, так свеж июнь!/ Так бодр июнь! Так нов июнь!/ Но оттого грустнее мне – ведь я не юн,/ Давно не юн, совсем не юн.../ И нет в груди моей веселья струн.// Воспоминания беспечных светлых дней,/ Далеких дней, ушедших дней,/ Печаль утраты бередят в душе моей –/ Тоскливо ей среди теней,/ И ничего уже не сделать с ней».
Выступление трио, ставшего квартетом, слушатели встретили с благодарностью и от души аплодировали каждому номеру. На вопрос поэта залу, увидел ли кто-нибудь, слушая музыку, то, о чем прежде говорилось в стихах, многие из пришедших дружно ответили: «Да».
комментарии(0)