Василий Аксенов, писатель
1. Для меня это весьма памятный год - именно с литературной точки зрения. Я вообще-то никогда не был в литературе судьей, а тут в течение всего года был председателем жюри Букеровской премии, которая дается за лучший роман. В течение года я прочел 68 романов, номинированных различными организациями на эту премию. И испытал, в общем, колоссальное разочарование. Как в литературе, которую пришлось прочесть, так и в своем судействе - потому что судил-то я не один, а в обществе еще четырех персон. И я почувствовал, как в конце концов против меня была сплетена интрига, а в результате я оказался один против четырех. Что у меня вызвало все-таки не очень сильное, но сдавленное негодование. И я отказался провозглашать их победителя. Поскольку мой был довольно похабным образом отвергнут.
2. Что касается лучших романов (а ничего другого, как вы понимаете, я не читал), то я бы сказал, что интересные все-таки были. Главным моим кандидатом на получение Букеровской премии был роман "Каблуков" Анатолия Наймана. Это очень интересная вещь и необычная для этого автора, она вся пронизана страданием и очень сильным, я бы сказал, электричеством. Среди номинантов были и другие романисты - например, Михаил Шишкин с романом "Венерин волос". Название хоть и неудачное, но роман очень интересный. Были и другие - скажем, Алексей Слаповский. Его роман "Они", тоже изгнанный из числа возможных победителей этим жюри, - в общем, о московском мегаполисе, и там появляются лица, типичные для московских масс. Был интересный роман Дмитрия Быкова "Эвакуатор", который, правда, нравится мне меньше, чем его предыдущий роман "Орфография", который я считаю гениальным фактом нашей литературы. В общем, среди 68 я мог бы, пожалуй, называть дюжину хороших романов. И это все.
Максим Амелин, поэт, переводчик, издатель
1. О событиях уходящего года как таковых сказать ничего внятного не могу, поскольку не следил и не участвовал. Хотя нижеперечисленные книги и есть, на мой взгляд, истинные события.
2. Современные книги для меня делятся на подаренные и купленные. Из подаренных с удовольствием хочу отметить и порекомендовать всем, у кого нет, срочно раздобыть себе собрание стихотворений Олега Чухонцева "Из сих пределов", выпущенное изд-вом "О.Г.И.", увлекательную и глубокую книгу эссе-новелл Владислава Отрошенко "Тайная история творений" (изд-во "Культурная революция"), очень живо и страстно написанную монографию казанского филолога Артема Скворцова "Игра в современной русской поэзии", вышедшую в издательстве Казанского университета, а еще троекнижие стихов Ивана Волкова "Алиби" (изд-во "Листопад Продакшн") и книгу стихов Александра Климова-Южина "Чернава" (изд-во "Б.С.Г.-Пресс"). Из купленных - первое издание корпуса сочинений древнерусских исихастов Нила Сорского и Иннокентия Комельского ("Изд-во Олега Обышко"), "Американские дневники и письма" одного из первых русских, побывавших в США в начале XIX века, Павла Свиньина (ИД "Парад"), прекрасное и единственное в своем роде исследование Сергея Иванова "Блаженные похабы. Культурная история юродства" ("Языки славянских культур") и второй том "Повести о рождении моем..." князя Ивана Михайловича Долгорукова ("Наука", СПб), между прочим, прекрасного поэта, ждущего (уже почти два века) своих исследователей и издателей.
Дмитрий Быков, поэт, прозаик, журналист
1. Сказочное количество книг. Все что-нибудь пишут и, что ценно, издают. На этом фоне особенно удручают толстые журналы, в которых не было почти ничего хорошего. Оппозиционная мысль, исторические разыскания, философия, острый сюжет - все ушло в книгу. И слава Богу. Не иметь изданной книги почти так же неприлично, как не завести визитной карточки. Книга Ксении Собчак - достойный финал литературного года.
2. "Жизнь Иванова" Льва Аннинского, "Золото бунта" Алексея Иванова, "Служба" Владимира Воронова, "Советник президента" Андрея Мальгина, "По закону - привет почтальону" Юнны Мориц, "Гарри Поттер и принц-полукровка" Сами Знаете Кого, "Красный Сион" Александра Мелихова, "Джаханнам" и "Ниязбек" Юлии Латыниной, трехтомник Нонны Слепаковой, изданный в Петербурге через 7 лет после ее смерти. Подвиг издательства "Слово", а главное - Евгения Борисовича и Елены Владимировны Пастернаков: полный Пастернак в 12 томах плюс диск. Молодой писатель Илья Боровиков передал мне рукопись своего детского романа "Горожане солнца". Книга меня поразила, ищу издателя.
Андрей Василевский, главный редактор журнала "Новый мир"
1. Празднование 80-летнего юбилея "Нового мира". Возникновение премии "Поэт" (Александр Кушнер) и Новой Пушкинской премии (Сергей Бочаров), присуждение "Триумфа" Олегу Чухонцеву и молодежного "Триумфа" Марианне Гейде. Порадовало меня и неоднократное участие в качестве члена жюри в работе веселой премии "Живая вода", когда публика голосует своими деньгами за понравившегося ей поэта. Неприятный осадок оставил нынешний Букер, хотя за Дениса Гуцко я рад. Но вообще этот год - год смертей известных филологов: Чудаков, Топоров, Гаспаров, Бройтман, Мелетинский; грустно и тревожно┘
2. Неожиданным открытием стала книга стихов Марии Галиной "Неземля" (М., "Арион"), хотя я достаточно равнодушен к ее фантастической прозе. Координаторский совет поэтической премии "Anthologia", членом которого я являюсь, решил наградить ее дипломом премии вместе с гораздо более известными Бахытом Кенжеевым и Юрием Кублановским.
Нина Горланова, писатель
1. В этом году три известных литератора сложились и дали мне деньги на лазерный принтер. Правда, нахлынули другие проблемы, и принтер я не смогла купить, деньги ушли на лечение близкого родственника. Но сам факт писательской взаимоподдержки - дорогого стоит. Это и есть на самом деле литературный процесс, а не многочисленные тусовки и презентации.
2. Много хороших книг вышло в 2005-м. Но, видимо, для меня самой-самой будет книга воспоминаний о Тане Бек. Я еще ее не видела, но мне уже столько человек написали и позвонили о ней! Из прочитанного в этом году выделяю последнюю книгу рассказов Людмилы Улицкой и роман Анатолия Наймана "Каблуков" - за слова о писательском кредо: "Максимум себя и максимум Вселенной".
Денис Гуцко, писатель, лауреат премии "Букер - Открытая Россия"
1. Если придерживаться буквального смысла, то потрясло, конечно, получение Букера. Восхитила книга Шишкина "Венерин волос". Понравилась прозаик Ирина Мамаева - недавно прочитал ее повесть в "Дружбе народов". Не понравилась книга Робски - я понял, что Рублевка окончательно сошла с общей орбиты и отправилась в самостоятельное плавание.
2. Читал, увы, мало. Книг-событий у меня не было. Книгу, которая, как это бывало в юности, пронзила бы и сделала на пару сантиметров выше, не встретил.
Сергей Есин, писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького
1. Я полагаю, что крупнейшим и, к сожалению, трагическим событием в нашей литературе является последняя ситуация с Букером. Она показала полную коррумпированность, которая привела к тому, что окончательно рухнула система ценностей, давно уже шатавшаяся. Мы поняли, что премия не свидетельствует о высшем качестве того или иного материала. Честно говоря, вначале я предполагал, что произошедшее - в известной мере каприз одного из крупнейших наших писателей, Василия Аксенова. Каприз, связанный с его многолетней дружбой с Анатолием Найманом. Но когда я принялся за букеровские романы, я понял, против чего - самое главное - протестовал Аксенов. Он противостоял против внутренней, глубоко запрятанной ангажированности сочинения Дениса Гуцко, которая так ясно выразилась в другом названии того же произведения - "Русскоговорящий". Я понял, что прицел был очень дальний - на зарубежного редактора, на сегодняшнюю критическую тусовку, на "своих", мнения которых Гуцко давно, видимо, сосчитал.
2. Трудно говорить о книгах как литературных событиях. В уходящем году скорее появились книги, которые стали событиями в нашей общественной жизни. Хорошо это или плохо, но это "Советник президента" моего друга Андрея Мальгина, это роман Сергея Доренко "2008"┘ Я только хочу отметить, что в последнее время "денежной добычей" многих авторов стал Путин, что плохо. Как и вообще стремление заработать деньги на существующей власти.
Олег Зайончковский, писатель
1. Боюсь отвечать, потому что сам имею к этому "событию" косвенное отношение и могу быть неправильно понят. Было, но со знаком "минус". Не событие - скорее происшествие, и не то чтобы литературное, но около. Но значительное, по-моему. Речь о скандальной истории с последними букеровскими присуждениями. О том, что многое из того, что могло бы запомниться (не мне, так читателю) в этом году, было выброшено - частью из длинного, частью из короткого букеровских списков. Выброшено благодаря главным образом самоуправству председателя жюри Аксенова. Вот говорят: "Береги честь смолоду". Мудрая заповедь, но я бы добавил, что честь беречь неплохо бы и в старости. Штука, конечно, не в том, что некто Аксенов рискнул своей честью. Он рискнул престижем всего букеровского проекта, и теперь в нашем литературно-премиальном процессе возможны перемены рейтингов. "Эка важность!" - скажет кто-то, и будет не прав. Как карточная система помогала людям выживать в безрыночные времена, так и "премиальная распределиловка" в наши дни много значит - если не для развития, то для сохранения литературы на пристойном уровне. И не только в материальном смысле.
2. Увы, мне чаще запоминаются не книги, а фрагменты книг, удачные места. Авторская энергетика действует выталкивающим образом. Вещей, что могли бы одолеть эту выталкивающую силу, в прошедшем году не случилось. Впрочем, книгу Андрея Семеновича Немзера "Дневник читателя" за 2004 год (как и предыдущую) я нашел для себя полезной.
Алексей Иванов, писатель:
1. Самым ярким литературным событием года для меня стала Московская книжная ярмарка. Возможно, потому, что это событие было единственным. А на ярмарке меня поразил столичный статус чтения. Признаться, я такого не ожидал. В провинции чтение - удел подневольных студентов или маргиналов типа меня самого. В общем, людей, которые а) пока еще не спились; б) не заняты окучиванием картошки; в) не понимают важности наличия в квартире оконных стеклопакетов и пластиковых труб; г) равнодушны к закачке новых мелодий в свой сотовый. Может, мне не везет на впечатления, но в провинциальных книжных магазинах я все время встречаю или каких-то мрачных типов, с напряжением буридановых ослов вперивших взгляд в соседствующие полки Дашковой и Донцовой, или каких-то девушек, которые, взявшись под ручку, стоят меж стеллажей и смущенно хихикают, пряча лица друг другу в воротники, словно эти девушки по ошибке попали в мужской туалет. А в столице, оказывается, приличные люди еще читают приличные книги, причем и тех, и других - много.
2. А из нового наибольшее впечатление произвела книга Дмитрия Быкова о Пастернаке. Я не знаток биографической литературы, но мне кажется, что книга о Пастернаке - новое слово в этом жанре. Она разомкнута на читателя и потому интерактивна. Она очень емка по смыслам и эффектна по форме изложения. Она поляризована, и ее можно читать хоть прямо, хоть наискосок, как некий гипертекст: это и панорама эпохи, и литературоведческое эссе (плюс пародии и стилизации), и психологические портреты, и поиски системы в кажущейся бессистемности жизни - ну, и биография, разумеется. Причем биография - как экзистенциальная драма. Могут сказать, что Быков чересчур субъективен - не знаю, я такого не заметил. Любовь Быкова к творчеству Пастернака - эта та субъективность, которая необходима, чтобы быть объективным. А абсолютно объективны только даты на надгробии, но для биографии их одних маловато. Я же увидел образ живого Пастернака, и образ его - многослойный, одновременно текучий и цельный, по-импрессионистски вибрирующий световыми рефлексами. В этой книге нет никакого популяризаторства и оболванивания героя, чтобы он стал пофигуристее. Быков очень проницателен, порою даже обидно точен, и в то же время в прозрачной толще этой книги тайна Пастернака остается величественно и благоговейно неразгаданной. А тайна на то и тайна, чтобы никто и никогда не смог сделать из нее римейк.
Илья Кормильцев, поэт, прозаик, издатель
1. Я очень не люблю такие опросы об итогах, потому что это искусственное превращение всего в какой-то своеобразный спорт, где есть первое место, второе, третье... Но события несопоставимы друг с другом, каждое из них ценно само по себе. И тем не менее, исходя из личных впечатлений, могу сказать, что был приятно удивлен ярмаркой "non/fiction" в этом году - не в смысле, как это было сделано, а тем разгульным всплеском издательской деятельности и всего происходящего. Могу смело сказать, что она произвела большее впечатление, чем все ярмарки мира и российские, которые я посетил за последние два года. Видно, что происходит нечто, не всегда, может быть, наполненное подлинным содержанием, но во всех других местах - застой.
2. Как главный редактор "Ультра.Культуры", я читаю тексты, которые собираюсь сам издавать, уже издаю или собираюсь отвергнуть. Возможность читать книги вне этого круга зачастую ограничена временем. Но книг было много сильных. Это, бесспорно, "Серая слизь" Гарроса-Евдокимова, которая доказала, что второй роман может быть лучше первого, это хорошая и интересная книжка. "Политолог" Александра Проханова показывает, что писатель, будучи даже в солидном возрасте, может оставаться очень современным и осваивать совершенно новые, не присущие ему ранее стили и методики письма, воспринимать современность даже острее, чем молодые люди. Если говорить о том, что появилось в переводной литературе, то большинство, конечно, чушь, как всегда. Второго, третьего ряда авторы переводятся. Тем не менее много хороших книг выходило в оранжевой серии "АСТ", и это в первую очередь "Царство страха" Хантера Томпсона и "Прошу, убей меня!" (тут два автора - Легс Макнил и Джиллиан Маккейн). Это две сильнейшие контркультурные книжки, которые заполняют определенную лакуну.
Дмитрий Кузьмин, поэт, издатель
1. Год был довольно ровный, крупные события литературной жизни, даже удачные (как очередная Биеннале поэтов в Москве), оказались вполне предсказуемы. Так что в фокусе внимания скорее печальное: ушли из жизни несколько значительных фигур литературной сцены начиная с М.Л. Гаспарова. Из приятного - окончательный моральный крах букеровской тусовки во главе с высокоученым профессором Шайтановым: хорошо и правильно, что трусость и скудоумие этой компании были явлены на протяжении года с такой небывалой откровенностью, увенчавшись ярмарочным фарсом под названием "Не хотим больше твоих грязных денег".
2. Для меня главными книжными событиями года стали, не сочтите за нескромность, мои собственные проекты: антология "Освобожденный Улисс: Современная русская поэзия за пределами России" (1000-страничный том, собравший 244 авторов из 26 стран и не удостоившийся ни одной рецензии в крупных литературных изданиях - что, кажется, характеризует скорее рецензентов, чем книгу) и новые поэтические серии, открывшиеся в издательстве "АРГО-РИСК": совместная с премией "Дебют" серия "Поколение" для авторов 1980-х годов рождения и открытая для любой нешаблонной поэзии серия "Воздух". Из того, что довелось за год прочитать у других, главное событие, уверен, новая книга Марии Степановой "Физиология и малая история".
Вячеслав Курицын, писатель, критик, издатель
1-2. От "событий", то есть литжизни так называемой, я как-то совсем в стороне, а из книжек - понравились несколько женских. Второй роман Оксаны Робски, книга интервью Ирины Денежкиной, "Ангел-шлюха" Иры де Пюифф, "Актриса" Надежды Романовой. Два детектива Веры Коркиной "Сукин сын" и "Умный, наглый, самоуверенный" и два фэнтези Юли Остапенко "Ненависть" и "Игры рядом" я сам издавал, но все равно назову!
Афанасий Мамедов, писатель
1. Событие года для меня - букеровская интрига, которая заставляет по-иному взглянуть на премиальный процесс в русской литературе. Это сигнал читателю: ищи писателя сам. Не жди маячков и наводок. И для писателя: деньги просто так никому не дадут. Другое событие - ярмарка "non/fiction". Она по сравнению с предыдущими годами стала ярче, значительнее. Не только заняла три этажа, но и начала по-настоящему привлекать внимание серьезных читателей. В Баку таким местом была улица Торговая. Там ты мог не созваниваясь встретиться с единомышленниками. В Москве такой улицей стала для меня ярмарка. К сожалению, она только раз в год!
2. Биография Хулио Кортасара. Для меня это книга года. На мой взгляд, эта книга - открытие на уровне ньютоновского закона о притяжении. Оказывается, Кортасар, о котором мы, казалось бы, все уже знали, на парижских складах упаковывал пачки с книгами. Оказывается, великая книга рассказов "Бестиарий", выпущенная издательством "Судамерикана", пролежала без движения. Продажи не шли. Жизнь писателя была, как выясняется, не интеллектуальной игрой влюбленного в Париж латиноамериканца, а еще одним литературным подвигом, своего рода Голгофой.
Владислав Отрошенко, писатель
1. Идея Великого Возвращения, которая прокладывала путь сумасшествию Ницше, воплотилась. Ницше вернулся. Спустя век после того, как ницшеанство взорвалось в России ядерной бомбой, вызвав облучение умов, издательство "Культурная революция" принялось выпускать (впервые в истории российского книгопечатания) полное академическое собрание сочинений Ницше - событие, которое, вероятно, еще долго будет осмысливаться, но началось оно в 2005-м.
2. С радостью читал книги Дины Рубиной - это писательница с такой сильной и точной рукой романиста, что сам факт ее существования снимает больной вопрос современной литературы: может ли серьезная проза быть захватывающей, а захватывающая - серьезной и глубокой? Может, может. Рубина все может. Большой подарок года - самое полное издание лирики Катулла, выпущенное "Временем". Автор виртуозных переводов с латинского, послесловия и комментариев поэт Максим Амелин, сделавший работу, которая заслуживает внимания энциклопедий и хрестоматий. Напечатанный в том же издательстве сборник прозы Афанасия Мамедова под названием "Слон" - отличная книга жесткого и проницательного писателя, умеющего чувствовать множество слоев реальности. Под конец года - томик Петрарки, вышедший в "Молодой гвардии" стараниями Евгения Солоновича, чьи переводы итальянской поэзии (и прозы тоже) - явление уникальное: минимум отступлений от оригинала и максимум поэтического воплощения в теле русского языка; соблюдать такой баланс постоянно почти невозможно. Но Солонович это делает, и сказать, как ему это удается, нельзя (как удается поэту быть поэтом?).
Александр Проханов, писатель
1-2. Минувший литературный год был для меня годом обильных, даже грандиозных литературных событий. Может быть, за всю свою жизнь я не испытывал таких литературных наслаждений! Они были связаны с тем, что вышли две книжки - я считаю, сенсационных. Это роман Проханова "Надпись" и роман Проханова "Политолог". Эти два крупных, по 700-800 страниц, романа - один, реалистичный, историософский, "Надпись", и другой, жгучий, инфернальный роман "Политолог", - свидетельствуют о том, что сама романная форма в русской литературе не умерла. Чтение их доставило мне истинное наслаждение. Это чтение непростое, но я упивался. Мне была важна и реакция читающей публики, критики. Лучшее, что было написано о романе "Политолог", - это критическая статья Дмитрия Быкова, которая называлась "Рвота". Так он аттестовал прозу г-на Проханова - очень интенсивно и ярко! Я полагаю, что и следующий год будет не менее плодотворным - как для писателя Проханова, так и для меня, читателя, упивающегося творениями этого замечательного художника.
Андрей Родионов, поэт
1. Симпатичной была поездка во Львов на Фестиваль русской книги, а еще - возобновление журнала "Крокодил" под редакцией Сергея Мостовщикова и открытие-основание издательства "Ракета", где совсем скоро выйдут книжки Всеволода Емелина, Евгения Лесина, Виктора Иванiва, Дмитрия Данилова...
2. Книги: Олег Зайончковский "Сергеев и городок" и Алексей Иванов "Золото Бунта". Последняя книга вызвала небывалый интерес у меня на родине, в Перловке, было решено даже устроить сплав по Яузе и проходить яузские пороги непременно отуром┘
Сергей Сибирцев, писатель
1. Безусловно, литературным мажором этого года я заявляю выход в свет эксклюзивной серии Меtа-проза Библиотеки Клуба метафизического реализма ЦДЛ в содружестве с ИД "РИПОЛ классик", в которой совершенно по-новому (в режиме метафизического соборного концерта) прозвучали известные имена: Юрий Мамлеев, Анатолий Ким, Ольга Славникова, Юрий Козлов. Являясь основателем клуба, придумщиком-координатором серии, я позволил себе открыть ее своим нескромным шедевром под скромным названием "Привратник Бездны". Полагая себя законным отцом-родителем всей этой клубно-издательской метафизической авантюры, в летние отпуска не отъезжал, а занимался презентационными мероприятиями во всех крупных столичных книжных домах, литературных клубах, на которых со всей присущей мне метафизической наглостью заявлял, что суперсовременная интеллектуальная российская литература - есть синоним избранных томов вышеперечисленных авторов. Заявляя сей амбициозный проект издательству, честно признался, что он будет сугубо имиджевым, поднимающим престиж моего новоявленного Клуба и издательства, но оказалось, что читающая серьезная публика еще не перевелась... В общем, если отодвинуть иронические пассажи, серия Меtа-прозы уже захватила широкие читательские массы и некоторые тома ждут "допники", дополнительные тиражи, что лично для моей координаторской должности чрезвычайно важно, потому что ИД "РИПОЛ классик" уже заключил авторские договоры с Владимиром Маканиным, Сергеем Шаргуновым, Ольгой Славниковой, со мною (на очередное переиздание "Государственного палача" с предисловием-этюдом Льва Аннинского), на продолжении серии. В которой, я очень надеюсь, выйдут книги молодых авторов, членов нашего клуба: Василины Орловой, Анны Козловой, Александра Гриценко, Натальи Макеевой, Николая Григорьева и других.
2. Особенно меня порадовали мои молодые коллеги. Рассказ-роман Сергея Шаргунова в журнале "Новый мир", вышедшие книги Василины Орловой "В оправдании воды" и роман "Пустыня". Пьеса "Носитель" Александра Гриценко, за которую он удостоился диплома Всероссийской литературно-театральной премии "Хрустальной розы Виктора Розова" и лауреатства международной литпремии "Дебют".
Порадовали и мэтры - Сергей Есин, опубликовавший в "Новом мире" роман "Марбург". Борис Евсеев с книгой "Романчик", получивший главные призы престижных столичных литпремий и вошедший с ним же в шорт-лист Букера. Поразили меня и два последних романа (написанных в совершенно разной стилистике) Александра Проханова. Анатолий Ким получил главную премию "Ясной поляны" за давнишний шедевр "Белка". В серии ЖЗЛ "Молодой гвардии" - это книги о Пастернаке Дмитрия Быкова и о Горьком Павла Басинского. Там же - вторая книга из серии портретов-поэтов Владимира Бондаренко. Поразил и первый роман Сергея Доренко "2008", который он мне подарил на своей презентации. А для душевного чтения купил мемуарную книгу знаменитого Георгия Данелия "Безбилетный пассажир" и получил исключительное читательское удовлетворение! Книги Вячеслава Курицына, Сергея Перевезенцева, Петра Краснова, Людмилы Улицкой, Елены Черниковой, Марины Юденич, Юрия Полякова - из того же высокого читательского ряда.
Александр Шаталов, поэт, издатель
1. Хотя по роду своей деятельности я обязан следить за литературными событиями года и книжными новинками, что я и делаю, ничего сколько-нибудь интересного за прошедшее время я отметить не могу. Было присуждено много литературных премий. Наверное, уважаемые члены многочисленных жюри нашли в книгах, которым они присудили награды, много того, что их "потрясло, восхитило и что им понравилось". Самый знаменитый писатель Франции Мишель Уэльбек был впервые в этом году удостоен у себя на родине литературной награды, но так и не получил премии Гонкуровской, на которую выдвигался. Видимо, "уважаемое жюри" не сочло его произведение, переведенное на множество языков, ни восхитительным, ни любопытным, ни достойным внимания. Из событий прошедшего года должен отметить смерть Татьяны Бек (январь 2005 года), которая обозначила ту грань, за которой остались для меня многие из "героев" этой истории. Восхитила искренняя пошлость недавней экранизации биографии Сергея Есенина.
2. Книг, которые можно было бы назвать "событийными", за прошедший год не читал. Да и давно уже отвык ожидать их. Из новинок - роман Арсена Ревазова "Одиночество 12". Взял его с собой в Италию на отдых - и там, следом за мной, книгу почти "взахлеб" прочитало множество милых и любознательных людей. Значит что-то важное в этой неровной книге все же есть. Еще понравился роман Дмитрия Бортникова "Спящая красавица". Тяжелое погружение в глубины психоанализа, язык странный, непривычный, раздражающий, но такую работу с современным литературным языком другие писатели не ведут. Это рассказ о страшной заурядной жизни обыкновенной провинциальной семьи. Вышел том сочинений Евгения Харитонова - несомненное событие. Трехтомник Натальи Крымовой - поучительное чтение.
Владимир Шинкарев, писатель, художник
1. Что считать событиями? Тусовки? Премии? За ними я не слежу. Они, по-моему, не имеют отношения ни к жизни, ни к литературе. Там лишь удовлетворяются клановые интересы, причем же здесь литература? Тем более жизнь? Дефицит событий заставляет народ живо интересоваться второстепенными вещами, вроде ураганов над Америкой. Может быть, люди воспринимают это как знаки грядущего конца света и поэтому с таким интересом к ним относятся? Но вообще-то хорошо, что в России не происходит по-настоящему ярких событий. Не дай Господь жить в интересную эпоху. Ведь истинная жизнь человека должна концентрироваться внутри, а не снаружи. Все, что на поверхности, - шелуха.
2. Для меня главный автор этого года - французский философ-традиционалист начала двадцатого века Рене Генон. Лет, наверное, восемь назад я его для себя открыл. Мне вообще нравится традиционалистская литература. Ни один из моих знакомых-митьков не читает таких вещей. Митьки призваны быть заметным общественным явлением, а я сижу в башне из слоновой кости и читаю Рене Генона. Что еще? Пожалуй, очередная книга Александра Дугина о поп-культуре. Взялся за одну книжку Проханова, но до конца не смог ее дочитать. Уж больно витиевато у него, вычурно и барочно.
Леонид Юзефович, писатель
1. Из печальных событий этого года - уход Михаила Гаспарова и Владимира Топорова. Эти два имени для меня много значили. А из радостных событий - присуждение Букера Денису Гуцко, которого я выдвигал на "Нацбест" еще в прошлом году.
2. Что касается книг, назову из исторических книг продолжение титанического труда Сергея Кузьмина, который выпустил второй том документов о бароне Унгерне. Эта книга называется "Легендарный барон", ее издало товарищество научных изданий "КМК". А из прозы - это, наверное, роман замечательного питерского писателя Сергея Носова "Грачи улетели".