Литературный процесс, в глубине своей безусловно обусловленный неведомыми человеку необходимостями, с очевидностью движется личностями. Это хорошо проиллюстрировал вечер, официально не заявленный как литературное мероприятие, но фактически ознаменовавший собой открытие нового литературного сезона в Москве: прошедшее 29 августа в салоне "Премьера" празднование дня рождения поэта, литературоведа и культуртрегера Данилы Давыдова.
Редкий литературный вечер собирает такое количество публики, пусть даже поголовно пишущей. При том что виновник торжества не достиг еще 30 лет. Однако вошедший в литературу в середине 90-х уже прошлого века, Данила Давыдов стал активным участником двух наиболее значимых объединений зачинателей этой новой литературы - "Вавилона" и "Между-речья", был близок к третьему - "Алконосту". Автор нескольких поэтических книг, развивающих направление, которое можно обозначить как неоконцептуализм, множества предисловий, послесловий, комментариев, рецензий и статей о современной литературе, корреспондент памятной всем "Литературной жизни Москвы", бессменный куратор поэтического потока премии "Дебют", Давыдов не просто стал участником и профессиональным знатоком современной литературы, но, можно сказать, слил с ней свою жизнь.
День рождения, семейный, казалось бы, праздник, собрал то, что в данном случае по сути является семьей: коллектив друзей-соратников, - и превратился в нечто вроде проведенного в непринужденной обстановке фестиваля или гала-концерта современной литературы, поскольку в качестве подарков фигурировали прочитанные собравшимися по кругу литературные тексты. Судя по всему, это мероприятие претендует на то, чтобы стать традицией.
На вечере был представлен вполне репрезентативный срез современной литературы - за исключением разве что той ее интенсивно развивающейся области, которую можно обозначить как духовная или религиозная. Похоже, что именно в этой области сейчас обосновался постоянно трансформирующийся, но непреходящий романтизм - с его активным стремлением прорваться за обыденную реальность, обретя высшую. Большинство же авторов демонстрировали по большому счету приятие того, что их окружает, - даже в случае метафизического восприятия окружающего мира, что как бы заземляет метафизику и производит впечатление ощупывания некой завесы, за которой скрывается нечто. Даже ирония сегодня все чаще становится существующей ради самой себя, а не приемом, позволяющим ощутить некий глубинный смысл.
В этих условиях притягательный романтический посыл реализуется только в ауре ярко поданных эмоций наступательного неприятия окружающей действительности. И королем вечера стал один из самых популярных современных поэтов Андрей Родионов. Его артистичный рэп, уходящий корнями в рок-поэзию, - завораживающее шоу, ритму которого вторил зал "Премьеры", взрываясь бурными овациями.
В одном из текстов Родионова были слова: "Мы спальных районов романтики, а не весна на Заречной улице". Тогда как один из столпов концептуализма, непосредственного предшественника "поколения 90-х", Лев Рубинштейн ныне вполне заслуженно срывает овации задушевным исполнением текстов, стоящих в одном временном и пафосном ряду с "Весной на Заречной улице". Конечно, со времени середины 90-х многое изменилось, но именно тогда произошел некий качественный перелом, приведший к формированию новой литературы, явившей миру своих героев.