Субкоманданте Маркос. Другая революция: Сапатисты против нового мирового порядка. - М.: Гилея, 2002.
Кто такой субкоманданте
Хотя мексиканский революционер Маркос считается официальным вдохновителем антиглобализма, у него не много общего с погромщиками "Макдоналдсов". Разве что карнавальность, палка о двух концах: чем сильнее ею лупишь, тем больнее отдает в руку. Запад воспринимает его как поставщика ярмарочных эмоций: Оливер Стоун снимает о нем фильм, Мадонна "балдеет" от его песен, а обитатели сквотов - от революционных воззваний, написанных от имени жучка по имени дон Дурито.
Трагедия переплелась с фарсом: имя Маркос принадлежало погибшему другу, а шутовское звание субкоманданте в приблизительном переводе означает "недокомандир". Глухую черную маску, надетую в 1994 году, когда правительственные войска истребили большую часть его повстанческого отряда, Маркос не снял, даже выступая в мексиканском парламенте. Экзотичный образ главного революционера современности дополняют трубка, "калашников", ноутбук, двое наручных часов и допотопный фонарик, вроде того, что был для известных целей у Диогена. Слишком много символов, чтобы к ним относиться серьезно. Однако маркосовская клоунада вполне расчетлива. Если бы продюсерами Христа были Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер, его бы наверняка возвели на престол вместо Голгофы. Глядишь, обошлось бы без Великого Инквизитора┘
Кто такие сапатисты
Движение получило название в честь Эмилиано Сапаты (мексиканский Чапаев). Увлекшись левыми идеями, будущий субкоманданте со товарищи отправился "в народ" к индейцам Лакандонской сельвы - потомкам майя. Культура майя была не только наиболее развитой из трех доколумбовых цивилизаций; она единственная не являлась империей. С тех самых пор у лакандонских индейцев сохранилась сложная система демократии, исключающая межплеменные конфликты. Общаясь с индейцами, Маркос отказался от заимствованных в Европе революционных методов и создал собственную теорию социальной борьбы, основанную на ненасилии, став скорее последователем Махатмы Ганди, чем наследником Че Гевары.
Поскольку экономика Мексики тесно связана с мировыми ценами на нефть, ее природные ресурсы подвергаются жестокой эксплуатации. Государственные интересы находятся в конфликте с патриархальным укладом индейцев, их гражданские права сведены к минимуму. В день подписания Мексикой торгового соглашения о едином экономическом пространстве с США и Канадой 1 января 1994 года сапатисты бескровно захватили столицу штата Сан-Кристобаль и обратились с политическими требованиями к правительству. Войска жестоко подавили восстание, но вместо того, чтобы взяться за оружие, сапатисты отступил в горы и приступили к информационной войне.
Через интернет Маркос завалил мир боевыми сводками, теоретическими трактатами, философскими притчами, песнями и стихами. Он обращался к рок-звездам, гомосексуалистам, Далай-ламе и Папе Римскому. Его литературный стиль представлял собою взрывную смесь из индейских мифов, революционной риторики и безотказных литературных брэндов: Борхес, Кортасар, Кастанеда, "магический реализм". В таланте саморекламы и необходимом для этого цинизме Маркос превзошел самого Энди Уорхола.
И мир откликнулся. В предпринятом летом прошлого года мирном марше сапатистов на Мехико участвовали режиссер Оливер Стоун, вдова французского президента Миттерана, философ Реже Дебре, нобелевский лауреат Хосе Сараманго, несколько депутатов Европарламента и антиглобалистские лидеры со всего света. В Мехико сапатистов встречала делегация писателей, возглавляемая Габриелем Гарсией Маркесом, и полумиллионная толпа беснующихся фанатов.
Что такое новый порядок
Манифестом антиглобализма стала статья Маркоса "Мировая война", опубликованная журналом "Le Monde diplomatique". Мировой войной Маркос называет подавление национальных государств третьего мира странами "золотого миллиарда", в первую очередь - США. "Если кто-то еще сомневается, что эта глобализация и есть мировая война, достаточно вспомнить конфликты, которые спровоцировали распад Советского Союза, Чехословакии и Югославии, павших жертвами кризисов, подрывающих экономический фундамент национальных государств и их единство".
"Нам продали колоссальную ложь: нам сказали, что в борьбе между капитализмом и социализмом победил капитализм и то, что за ним следует, - это один-единственный мир, мировая деревня. Больше нет границ, больше нет разделенных между собою стран, люди свободно переезжают с места на место. А на самом деле границы умножаются, свободно перемещаться могут только капитал и войны. Расцвели самые примитивные и иррациональные человеческие проявления, такие, как различные виды фундаментализмов. Повсюду мы становимся свидетелями этнических конфликтов. Нам обещали одну глобализацию, а то, что происходит, это глобализация, полностью ей противоположная".
Маркос считает этнические конфликты результатами провокаций со стороны капитала. Звучит старо, но ведь это не значит, что мирового капитала уже не существует, не правда ли? Капитал расчищает для своих нужд не только географическое и политическое пространство. Прежде всего ему необходимо пространство ментальное. Сила глобализма - не в самолетах НАТО, а в головах массовизированных обывателей. Поэтому, по Маркосу, четвертая мировая война будет не "войной рас", а войной гражданской: объединенное государство против объединенных несогласных.
Как приготовить гуакомоле
Упреждая готовность массовой культуры канализировать антиглобализм (как это случилось с левым движением 60-х, выродившимся в набор либеральных догматов и модных клише), Маркос сам подверг себя деконструкции. Отсюда его ирония и квазифилософизм, ореол романтической тайны и набор идиотских аксессуаров. Антиглобализм стал модой прежде, чем успел стать реальной политической силой. Остались ли у него силы для обратной эволюции? Поживем - увидим.
А пока очистите два спелых плода авокадо, разомните их вилкой, добавьте сок из половинки небольшого лимона и четыре ложки сметаны. Взбейте смесь миксером. Добавьте два мелко нарезанных помидора и один лук-шалот, пять растертых с солью долек чеснока и стручковый перец по вкусу. Перемешайте и дайте вашему гуакомоле хорошо настояться. Ешьте с тостами, запивайте текилой и провозглашайте: "Средства это и есть цель. Мы выстраиваем нашу цель одновременно со средствами, ради которых мы боремся".