0
1260
Газета Факты, события Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

Стихийное небедствие под названием Smirnoff-Букер

Тэги: SmirnoffБукер, событие, проза


CАМЫМ главным событием в русской прозе ежегодно почему-то считается оглашение шорт-листа Букеровской премии, или, как она называется официально - Smirnoff-Букер. Все готовятся. Критики готовятся обсуждать, что за романы вошли и какие же гады и лоббисты сидят в Букеровском жюри этого года. Почвенники готовятся обижаться, что в этом году опять обошли. При этом обычно выбор жюри оказывается стихийным, как явление природы: русский Букер, так же, как и природа, живет по своим законам, величественным, но не совпадающим с общим движением русской литературы.

Короткий список Букера-2001, как обычно, состоит из шести романов: Татьяна Толстая - "Кысь", Александр Чудаков - "Ложится мгла на старые ступени", Алан Черчесов - "Венок на могилу ветра", Людмила Улицкая - "Казус Кукоцкого", Анатолий Найман - "Сэр" и Сергей Носов - "Хозяйка истории". Победитель получает 12 500 долларов, остальные "шорт-листики" - по 1000.

К списку претензий в некотором смысле быть не может. Во-первых, по причине тайноприродности российского Букера. Не то чтобы он плох и неточен - в прошлом году вполне по делу дали премию Михаилу Шишкину. Во-вторых, потому что вошедшие в список романы и в самом деле не могут быть оспорены: все - достойные авторы, каждый из этих романов так или иначе обсуждался, некоторые из них уже получили другие премии ("Кысь" - премию XIV Московской международной книжной ярмарки, "Венок на могилу ветра" - "малого" Аполлона Григорьева). Тем не менее как-то дико видеть, что в лонг-листе были, а в шорт не попали "Гений безответной любви" Марины Москвиной, "Блуждающее время" Юрия Мамлеева, "Голая пионерка" Михаила Кононова. Все это - несомненные события (как к Мамлееву ни относись). И не попали даже в лонг-лист изданный книгой "Низший пилотаж" Баяна Ширянова, "После запятой" А.Нуне и "Перевал Дятлова" Анны Матвеевой. Но если с Ширяновым все понятно - с ним скандал вышел, - то с живущей в Германии писательницей Нуне, наоборот, непонятно решительно: авангардистский психоделический триллер, один из интереснейших дебютов в прозе 2001 года чем-то не угодил критикам.

Жюри 2001 года: критик Наталья Иванова, поэт и телеведущий Александр Шаталов, питерский прозаик и издатель Вадим Назаров, от других видов искусств - оперный режиссер Дмитрий Бертман. Председатель - прозаик Юрий Давыдов. Секретарь жюри - филолог Игорь Шайтанов.

Скандальных поворотов на пресс-конференции в ресторане "Семь пятниц" было два. Один связан с Вадимом Назаровым. Критик Дмитрий Ольшанский спросил: правильно ли выдвигать на премию роман "Хозяйка истории", напечатанный вообще-то в 1999 году? Еще до этого вопроса в кулуарах ходил разговор: ну конечно, Назаров этот роман издал в "Амфоре", он же и в жюри, все у них там свои... Назаров ответил, что, когда он был включен в жюри (до этого он был номинатором премии), он изъял из лонг-листа все выдвинутые им "амфоровские" романы. Стало быть, Носова выдвинул другой номинатор. Этот другой номинатор тотчас явился публике: им оказался петербургский издатель и литератор Николай Якимчук. Якимчук пояснил, что в журнале "Звезда" в 1999 году была опубликована только часть романа, а то, что издали в "Амфоре" книжкой в 2000-м, - переработанный и расширенный вариант.

Второй сюжет связан с романом Ольги Славниковой "Бессмертный. Повесть о настоящем человеке" - может быть, лучшим из всего, что ею написано. Сор из жюрийной избы нечаянно вынес Дмитрий Бертман, назвавший не включенную в шорт-лист Славникову "выдающимся талантом". После чего члены жюри объясняли, как они любят Славникову, и даже хотели ради нее расширить шорт-лист. Не расширили. Почему - не очень понятно: это динамично написанный психологический сатирический роман, без каких-либо особых провокаций.

Комментируя шорт-лист, Юрий Давыдов напомнил фразу Флобера: "Надо иметь в себе силы оценить то, что тебе не нравится" - и пояснил, что в список вошли романы разных тенденций и разных направлений. Что под этим имелось в виду, пояснил дальше другой член жюри: "Кысь" - роман-антиутопия, "Ложится мгла..." - роман-воспоминание, "Сэр" - роман-интервью, "Казус Кукоцкого" - семейная сага, "Венок на могилу ветра" - мифологический роман, "Хозяйка истории" - роман-фантасмагория.

Предсказывать победителя не стоит - впросак попадешь. А главное, из Букеровской премии не надо делать никаких выводов. Ни о состоянии литературы, ни о том, хорош или плох автор. Люди в жюри достойные. Авторы в шорт-листе - тоже. Дадут денежку хорошему писателю - и спасибо. А глубинные процессы в литературе обсуждаются не здесь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2319
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1529
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1161

Другие новости