ОДНИ отмучились, другим достались сливки, но тоже непростые. Таков был общий смысл пресс-конференции, устроенной 4 октября в Центральном Доме журналиста в Москве. На пресс-конференции был представлен лонг-лист литературной премии "Дебют", которую вручают начиная с прошлого года литераторам в возрасте до 26 лет. Отмучились ридеры, то есть люди, которые выбирают осмысленный материал в чудовищной по объему почте, приходящей на конкурс: в этом году больше 30 тысяч писем. Ридеры и составляют лонг-лист. Теперь жюри будет читать лонг-лист и сделает из него шорт-лист. Потом, в декабре (в прошлом году было именно так) всех участников шорт-листа привезут в Москву за счет фонда "Поколение", который и является спонсором премии, поселят в каком-нибудь подмосковном пансионате и будут с ними проводить творческие семинары. А параллельно выберут лауреатов в пяти номинациях. В этом году - "Поэзия", "Малая проза", "Большая проза", "Драматургия" и "Юмор". В жюри 2001 года (оно каждый год меняется) входят прозаик Михаил Веллер (председатель), поэты Игорь Иртеньев и Вера Павлова (см. также заметку о премии Аполлона Григорьева), прозаик Алексей Слаповский, критик и прозаик Дмитрий Бавильский, а также несменяемый сопредседатель Попечительского совета премии - прозаик и драматург Дмитрий Липскеров.
Координатор премии Ольга Славникова рассказала, что электронные и обычные письма с текстами юных литераторов приходили отовсюду - не только из России (а в почте были представлены все российские регионы), но и из ближнего и дальнего зарубежья, включая даже Японию и Австралию. География участников лонг-листа также достаточно представительна: Украина (Львов, Луганск, Киев┘), Молдова, а в России - Москва, Петербург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Краснодарский край и много других мест. Что же касается качества представленных текстов, то в кулуарах один из сотрудников премии высказал такое соображение: тексты из лонг-листа могли бы стать "кормежкой" для хорошего - не хуже "Нового мира" и "Знамени" - литературного журнала на протяжении нескольких лет. Впрочем, Ольга Славникова заметила, что не только произведения, вошедшие в лонг-лист, но и вообще удачные тексты регулярно обсуждаются в редакциях журналов, которым эти тексты могли бы подойти по своему литературному направлению.
Михаил Веллер рассказал о том, чего не понимают, как правило, молодые писатели и чему их надо учить. Много чего не умеют, по его словам. С другой стороны, есть признаки того, что писать, по крайней мере некоторые из них, все-таки умеют: Дмитрий Бавильский сказал, что успел уже прочитать два романа из восьми, включенных в лонг-лист в номинации "Большая проза", что эти романы интересны и новы без всяких скидок.
Будущего Аполлона вынули из кепки
Андрея Немзера
ПРЕМИЯ Аполлона Григорьева - одна из двух крупнейших (по размеру) литературных премий России: 25 тысяч долларов (вторая такого же размера - премия Александра Солженицына). Наряду с основной премией есть еще две "младшие" - 5 тысяч и компьютерная оргтехника. Вручает эту премию Академия русской современной словесности (АРСС), состоящая из литературных критиков довольно разных направлений. В академии пока что 39 членов, новые попадают по голосованию самих же академиков. В 2000 году основную премию получила поэт Вера Павлова за книгу стихов "Четвертый сон", а две "младшие" - поэт и прозаик Николай Кононов за роман "Похороны кузнечика" и прозаик Алан Черчесов за роман "Венок на могилу ветра".
Каждый год начиная с 1999-го АРСС проводит Аполлоно-Григорьевские чтения - небольшую конференцию, посвященную актуальным тенденциям в литературе. Точнее, тенденциям, связанным с премией этого года. После присуждения премии Юрию Давыдову за исторический роман "Бестселлер" (1999) чтения были об исторической и биографической прозе, после премии Виктору Сосноре (2000, "младшие" премии получили также поэт Светлана Кекова и Геннадий Русаков) - чтения о современной поэзии, а теперь, после шорт-листа 2001 года, где двое из троих премированных - Павлова и Кононов - пишут с эротическим уклоном, решили устроить чтения, посвященные эротике и эстетике. Вот уж тема, по которой у любого нормального литературного критика всегда есть что сказать! Чтения состоялись 8 сентября в Литературном музее в Москве (здание в Трубниковском переулке).
Вступительный большой доклад делал один из самых парадоксалистских современных критиков Никита Елисеев: говорил о Куприне, чью эротическую традицию нечувствительно преодолевает Кононов, а также о Бунине, чью эротическую традицию нечувствительно развивает Вера Павлова. И вообще в русской литературе трудно с отношением к сексу. Часть выступавших спорила с Елисеевым (например, Андрей Немзер вспомнил радостное отношение к эротике в поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и трезвое - в романе Гончарова "Обломов"), часть говорила о своем: Ирина Роднянская - о мистической эротике в пьесе философа Владимира Соловьева "Белая лилия", а Владимир Новиков читал новые эссе.
После этого Андрей Василевский объявил о следующей части вечера: выборах жюри премии Аполлона Григорьева на 2002 год. Члены жюри избирались с помощью кепки Андрея Немзера: сначала лауреат 2001 года Вера Павлова, а потом все присутствующие журналисты (в том числе и ваш покорный слуга) тащили оттуда билетики с номерами членов академии, еще не побывавших членами жюри. Членами таким способом стали Станислав Рассадин, Игорь Виноградов, Евгений Сидоров, Карен Степанян и Евгений Шкловский. Возглавить жюри - таким же шапочным способом - предоставили Евгению Сидорову, экс-министру культуры РФ, работающему ныне в Париже. Судя по тому, что большинство вошедших в жюри критиков, кроме Степаняна и Шкловского, отличаются более или менее жестким консерватизмом (а Рассадин так и вовсе автор крайних взглядов), на следующий год - а победителя объявят на Масленицу 2002-го, как то в премии Аполлона Григорьева и принято - нас ждет выбор жюри, сильно отличающийся от Веры Павловой.