Монархисты поминают защитника эсеров в родном городе Ленина. Фото с сайта www.rossaprimavera.ru
Митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий (Меткин) возглавил церемонию освящения в Ульяновске мемориальной доски в честь белого генерала Владимира Каппеля, известного советским зрителям по фильму братьев Васильевых «Чапаев». В мероприятии приняли участие клирики и верующие епархии, местные казаки, представители Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». В целях военно-патриотического воспитания доску в честь белогвардейца открыли возле КПП учебного центра войск связи. Дом, откуда на курсантов-связистов отныне будет смотреть портрет белогвардейца, находится на улице имени красного командарма Михаила Тухачевского, что дало местным жителям повод для острот.
На сайте Симбирской митрополии, оповестившем о событии, Каппель фигурирует как генерал-лейтенант Генерального штаба и кавалер ордена Святого Георгия 1-й степени. То есть епархия прославила соратника Колчака как представителя высшего царского офицерства – освободителя Симбирска от «красного террора» в июле 1918 года. В реальности Каппель в царской армии дорос только до подполковника на адъютантской должности. Полковника и генерал-майора он получил в 1918 году из рук правых эсеров – членов Комитета членов Всероссийского учредительного собрания (КОМУЧ). КОМУЧ воевал под красным знаменем и «Интернационалом», идейные расхождения между правыми эсерами и большевиками были не столь велики, а представители левого крыла эсеров наравне с большевиками поначалу составляли единую властную вертикаль советской России. Каппель, как и Петр Краснов, считал, что ему все равно, с кем вместе воевать против большевиков – хоть с чертом. В глазах убежденного монархиста служба Каппеля у эсеров была равнозначна цареубийству: от рук эсера в 1905 году погиб дядя Николая II великий князь Сергей Александрович. Звание генерал-лейтенанта Каппелю присвоил Александр Колчак – тоже неоднозначная личность для православных монархистов. Колчак расценивал царившую среди матросов стихию анархии как «энтузиазм народных масс», который позволит России победоносно закончить Первую мировую войну. В 1917 году будущий «верховный правитель России» одним из первых присягнул Временному правительству, за что был вознагражден произведением в полного адмирала. Власть над российским флотом Колчак получил, находясь на военной службе у британской короны и будучи политически и финансово зависимым от США. Полученные Каппелем от Колчака погоны генерал-лейтенанта и высший воинский орден юридически ничтожны, так как легитимность Колчака как главы Российского государства сомнительна.
Кроме самого Каппеля мемориальная доска увековечивает его подчиненных – сформированный Каппелем в Симбирске 1-й инструкторский офицерский батальон, позже – 1-й Волжский корпус. «В 1920 году, закончив свой путь в г. Харбин, они называли себя гордым именем каппелевцы», – гласит надпись на доске. Командир каппелевских драгун штабс-ротмистр Фролов в своих записках хвалился массовыми убийствами мирных русских жителей севера нынешнего Казахстана. «Развесив на воротах Кустаная несколько сот человек, мы перекинулись в деревню. Деревня Жаровка и Каргалинск были разделаны под орех, где за сочувствие большевикам пришлось расстрелять всех мужиков от 18 до 55-летнего возраста, после чего «пустить петуха». Оставив после себя пепелище, каппелевцы пошли в церковь, так как «был Страстной четверг». На второй день Пасхи каппелевцы из эскадрона ротмистра Касимова учинили погром в селе Боровое. В Боровом ротмистр «запорол несколько баб и расстрелял по доносу несколько мужиков», чем, как считает его сослуживец Фролов, проявил «излишнюю мягкость». К счастью для Касимова, его «проступок» исправили поручики Кумов и Зыбин, распорядившиеся о предании села огню.
«В последнее время в России поднимают голову идейные сторонники большевизма, которые уже добились демонтажа в Петербурге мемориальных досок в честь Колчака и Карла-Густава Маннергейма и попытались снести памятник Колчаку в Иркутске», сказал присутствовавший на церемонии в Ульяновске председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. «Волков бояться – в лес не ходить. Я буду молиться, чтобы была не только увековечена память Каппеля, но и возвращено улице Тухачевского, на которой ныне висит эта доска, ее историческое название Слободская», – сказал Смирнов. «Переигрывание истории с помощью мемориальных форматов, с целью утверждения символической победы тех, кто тогда проиграл, не ведут к социально полезным последствиям», – сказал «НГР» историк Владимир Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память». Симиндей обратил внимание на то, что Димитрий Смирнов поставил Каппеля в один ряд с Маннергеймом и Колчаком: «Маннергейм для нашей страны останется соучастником гитлеровской агрессии против Советского Союза. Заслуги Маннергейма перед царской Россией не могут перекрыть блокады Ленинграда, концлагерей в Карелии и других «художеств» финской администрации. В тылу колчаковских войск происходили бессудные расправы над гражданским населением, грабежи и другие безобразия. Попытки заострить проблематику времен Гражданской войны путем навешивания религиозной составляющей ничего хорошего нашему обществу не несут».
комментарии(0)