Выпады против того, что Церковь заметно представлена в общественной жизни Греции, стали визитной карточкой СИРИЗА. Фото Orestis Panagiotou/EPA/ТАСС
Победа на выборах в Греции леворадикалов из партии СИРИЗА может означать коренной поворот для балканского государства. Если политическое объединение выполнит свои обещания, то Афины ожидает кардинальная реформа по отделению Элладской православной церкви от государства. Клириков могут заставить платить налоги, а здания, принадлежащие монастырям, передать бездомным. В прошлом иерархи Церкви резко выступали против СИРИЗА. После победы новый премьер Греции Алексис Ципрас дал обещание, что отношения между светскими и духовными властями ждет «пересмотр».
О готовности порвать по крайней мере с некоторыми политическими традициями, предусматривающими особый статус православия в государстве, леворадикалы заявили сразу же после того, как были объявлены результаты выборов. Впервые в истории Греции церемония приведения к присяге главы кабинета министров прошла без клятвы на Евангелии. Принципиальный шаг, на который пошел Алексис Ципрас, призван отразить его убеждения: новый премьер балканского государства – атеист. Как следствие, верующие члены кабинета – партнеры СИРИЗА по коалиции из правой партии «Независимые греки» и сами левые принимали присягу раздельно.
Выпады против присутствия Православной церкви в общественной жизни в прошлом уже стали визитной карточкой СИРИЗА. Депутаты от этого объединения призывали отменить уроки религиозного воспитания в школах, удалить иконы из больниц и судов, упразднить институт капелланов и даже убрать крест с флага Греции. В 2013 году депутат от СИРИЗА Тасос Куракис предложил «отменить выплату жалованья клирикам из бюджета, а взамен ввести налог на тех, кто считает себя православным христианином» – и из этих средств обеспечивать духовенство. Положение, при котором бюджет финансирует священнослужителей, парламентарий считает несовместимым с принципом разделения государства и Церкви.
Предложение Куракиса в смягченной форме вошло в окончательную редакцию предвыборной программы СИРИЗА. В соответствии с этим документом леворадикалы намерены требовать «отмены финансовых привилегий для Церкви» и «проведения конституционных реформ, гарантирующих ее отделение от государства». Последний пункт в программе СИРИЗА совмещен с положением об обеспечении права на образование. Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос о преподавании православия в школах будет поднят на государственном уровне, – а дисциплина отменена. При этом нельзя исключать и того, что Ципрас сделает шаг назад.
Экс-представитель греческого правительства София Волутпеси заявила, что новый премьер-министр ведет двойную игру. «Возьмем отношения Церкви и государства. Ципрас не говорит так определенно, что разделение действительно произойдет, чтобы верующие избиратели не осознали, что им предстоит. Он говорит: отношения будут реформированы. Но что скрывается за этим, до конца неясно». Неясно и то, как именно Ципрас будет реализовывать свою программу. Резкий жест по удалению религии из государственного церемониала новый премьер совместил с примиряющим поступком: принял главу Элладской церкви архиепископа Афин Иеронима II, в ходе разговора с которым заявил о «важном значении», которое для Греции имеет Церковь, – и даже попросил «молитв за страну».
В духовенстве балканского государства отреагировали на знак, поданный премьером, с воодушевлением и практически сразу же заявили о готовности к уступкам. «Очень странно клясться на Евангелии, которое учит не клясться, и правильно поступил премьер-министр, отказавшись клясться. И хорошо бы эта практика прекратилась. Нужно найти что-то другое», – поддержал разрыв с традициями митрополит Арголидский Нектарий Антонопулос. Дружественную тональность в отношении нового главы кабинета выдержал и Иероним II.
Некоторые эксперты полагают, что Алексис Ципрас стремится извлечь уроки из поражения 2012 года, когда его партия не сумела добиться преобладания в парламенте из-за мобилизации против нее православной общественности, и ныне де-факто ослабил критику Церкви. В 2014 году политик провел встречи со Вселенским патриархом Варфоломеем, папой Римским Франциском и посетил святую гору Афон. 6 января с.г. будущий премьер принял участие в праздновании Крещения. Однако прочного примирения у СИРИЗА с православным духовенством, похоже, все-таки не получается.
В январе с.г., еще до того как состоялись выборы, однопартиец Ципраса депутат Вангелис Диамантопулос оказался в центре скандала, связанного с оскорблением чувств верующих. Выяснилось, что народный избранник, переодевшись клириком, принял участие в карнавале, в ходе которого изображал священнодействие. Поступок парламентария так возмутил митрополита Салоник Анфима Руссаса, что тот напрямую обратился к Ципрасу: «Одетый священнослужителем, с вазой в руках, Диамантопулос благословлял народ. Если бы я был лидером его партии, я в тот же день исключил бы его. Разве депутат имеет право оскорблять православную веру?» Митрополит Димитриады Игнатий Георгакопулос назвал поступок парламентария «недопустимым и оскорбительным», поскольку Диамантопулос «насмехался над святым причастием и клиром в самые святые дни для Церкви». Епископ задал парламентарию и дежурный в подобных дискуссиях вопрос: «Понимает ли Диамантопулос, что сделали бы с ним в мусульманской стране?»
Попавший под огонь критики депутат, со своей стороны, обвинил Православную церковь в ограниченности: «Церкви свойственна извращенная логика, будто она имеет право вмешиваться в частные дела, если те, по ее мнению, имеют политическое измерение. Церковь просто путает крест как религиозный символ и крест в поле для голосования, свою паству и электорат. За всем этим стоит другое понимание культуры, отличное от моего, строящегося на принятии различий, уважении к религиозному, сексуальному, политическому выбору каждого гражданина», – изложил свое кредо народный избранник.
Победа Ципраса и его единомышленников создает нетипичную для России ситуацию, когда союзником нашей страны на международной арене оказывается политик, чрезвычайно далекий от Кремля по своим ценностям. Глава СИРИЗA – не только первый атеист в кресле премьера Греции, но и первый глава кабинета, живущий в гражданском браке. Один из сыновей Ципраса получил имя в честь Че Гевары – Эрнесто. Программа левых предусматривает легализацию легких наркотиков и стимулирование миграции путем привлечения в страну родственников уже въехавших в нее переселенцев. Вместе с тем именно благодаря усилиям Ципраса из декларации глав внешнеполитических ведомств стран ЕС, подписанной 29 января, пропал пункт о введении новых санкций против России.
Растерянность в связи с появлением неожиданного политического друга можно заметить в выступлении представителя Русской православной церкви - заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Николая Балашова. «СИРИЗА – очень неоднородная общность, составляющие ее силы и круги по-разному относятся к христианству и Церкви», – комментируя успех левых, сгладил острые углы священнослужитель.
Православный публицист протодиакон Андрей Кураев осуждает антиклерикализм СИРИЗA: «На волне нынешних левых настроений отделение Церкви от государства в Греции вполне реально, но это было бы непорядочно. По той причине, что Греция не просто так платит зарплаты священникам, а предварительно она конфисковала всю церковную собственность, и условием конфискации стало то, что государство взяло на себя обязанность платить священникам. То, что сейчас происходит, очень логично: греки заявляют, что всем, кому они должны, они простили. Это касается Германии, но и Церкви тоже. Наверное, было бы неплохо если бы Афины сначала провели реституцию церковного имущества».
Рассуждая о будущем Греции, Кураев считает дальнейшую секуляризацию неизбежной: «По-моему, даже в случае отделения Церкви от государства священник может получать какую-то зарплату из бюджета. Но хуже всего, когда приходится ампутировать ногу по частям. Лучше уж сразу. А на Западе отрезают по кусочкам». «В Греции этот процесс только начинается. И если Афины пойдут путем евроинтеграции, этот процесс все равно будет происходить, независимо от того, какое правительство ни пришло бы к власти», – прогнозирует публицист.