Итальянская полиция арестовала священника, возглавлявшего преступную группировку. Кадр из новостного сюжета Би-би-си
Вчера стало известно, что директор Банка Ватикана (официально – Института религиозных дел, IOR.) Паоло Чиприани и его заместитель Массимо Тулли подали в отставку на фоне скандала в связи с арестом высокопоставленного сотрудника финансового управления Ватикана, обвиненного в отмывании денег и хищениях. По словам представителя Ватикана, Чиприани и Тулли сделали это «в интересах учреждения и Святого Престола». Временно исполняющим обязанности директора стал президент банка Эрнст фон Фрайберг. Согласно заявлению пресс-службы Ватикана, в банке будет учреждена должность главного специалиста по управлению рисками, для того «чтобы улучшить контроль за соблюдением требований финансовых регуляторов».Напомним, что на днях прокуратура города Рима распорядилась об аресте высокопоставленного прелата, монсеньора Нунцио Скарано, который сейчас находится в ожидании суда в римской тюрьме Regina Coeli. Скарано был начальником-счетоводом Администрации имущества Апостольского Престола и имел какие-то надзорные функции над IOR. С ним вместе арестованы бывший сотрудник итальянских спецслужб Джованни Мария Дзито и финансовый брокер Джованни Каренцио. Все трое обвиняются в коррупции, клевете и мошенничестве: Скарано якобы заплатил Дзито 400 тыс. евро, с тем чтобы тот организовал нелегальный перевод в Италию из Швейцарии на борту частного туристического самолета сумму в 20 млн. евро наличными (предположительно – неуплаченные налоги), предназначенными для дружественной прелату семьи неаполитанского судовладельца Д'Амико.
Скарано находился под следствием в городе Салерно за крупномасштабные хищения в связи с банкротством какого-то макаронного завода. Между прочим, выяснилось, что Скарано владеет в Риме и Салерно роскошными квартирами и многочисленными предметами искусства. Его, пишут газеты, называли «монсеньором 500 евро» за то, что он всегда держал в своем кошельке несколько экземпляров этой купюры, которая в кризисной Европе имеет ограниченное обращение – ввиду своего высокого номинала.
4 июля Папа Франциск встретится с итальянским премьером Энрико Леттой, которого он заверит в готовности сотрудничать с Италией в деле раскрытия противоправных действий IOR.
Незадолго до ареста священника из Салерно Папа Бергольо приступил к реформе IOR, назначив комиссию, которая будет проверять все аспекты деятельности этого банка и потом доложит самому Папе о результатах своего расследования. Понтифик не определил точных сроков для завершения работы комиссии, но результаты ожидаются предположительно к концу октября. Комиссия ничего не будет самостоятельно решать. Поэтому она так и называется – Commissione referente, то есть просто Комиссия по установлению фактов.
Ее создание определено «хирографом», то есть документом, собственноручно написанным (а не только подписанным) Папой Франциском. Это своего рода страховка от возможных манипуляций. В нее входят пять человек из разных стран. Председателем комиссии является кардинал Раффаэле Фарина, итальянец, член салезианской конгрегации. Ему 79 лет и в прошлом он заведовал библиотекой Ватикана. В качестве «координатора» выступает 62-летний епископ Хуан Игнасио Аррьета Очоа де Чичинтру, испанец, член Opus Dei (переводится как «Дело Божье» – «персональной прелатуры», то есть своего рода нетерриториальной епархии, возглавляемой лично Папой Римским, это единственный случай в католическом мире). Функции секретаря будет выполнять американский епископ Питер Брайан Уэллс. В состав комиссии также входит кардинал Жан-Луи Торан, 70 лет, француз, председатель Папского Совета по межрелигиозному диалогу, иными словами, «главный экуменист» Ватикана, неоднократно побывавший и в России. И, наконец, женщина, Мэри Анн Глендон, 74 года, профессор Harvard Law School. В прошлом она была консультантом Ватикана по социально-правовым вопросам и послом Вашингтона при Святом Престоле в бытность президентом Джорджа Буша-старшего.
Состав комиссии заставил некоторых задаться вопросом: помимо того, что почти все ее участники престарелые люди, какова их компетентность в финансовых вопросах? Практически все они далеки от банковского дела. Фарина был «библиотекарем» Церкви – должность, весьма отдаленная от текущих счетов и векселей. Или взять кардинала Торана – человека уже преклонного возраста, исследователя нехристианских религий, никогда не касавшегося денежных вопросов. Кроме того, итальянская газета Corriere della Sera пишет, что «ключевым человеком» в комиссии будет не председатель, кардинал Фарина, а епископ Хуан Аррьета. Это на самом деле удивительно. Во-первых, уровень его компетентности как одного из контролеров Ватиканского банка не выше, чем у его коллег. Его определяют как «тонкого юриста». Ушедший в отставку Папа Бенедикт XVI в 2007 году назначил его секретарем Папского Совета по законодательным текстам, затем в разных университетах Аррьета преподавал каноническое право и право церковной организации. То есть тоже далеко от финансового аудита. А во-вторых, Аррьета – это человек Opus Dei, организации, к которой многие, в том числе и внутри Католической Церкви, относятся с опаской: она слывет полусекретной организацией с полуавторитарным распорядком. Может быть, это как раз те качества, которые нужны для того, чтобы разобраться в хитросплетениях деятельности Ватиканского банка. Но в то же время не надо забывать, что к Opus Dei принадлежит и Этторе Готти Тедески, бывший председатель IOR, которого в мае 2012 года Совет опеки Банка Ватикана уволил практически за несоответствие должности. Значит, опыт IOR с Opus Dei не очень обнадеживающий. Теперь не остается ничего другого, как ждать, к каким выводам придут назначенные Папой «мудрецы».
Правда, несколько дней назад Папа Франциск высказался в том смысле, что Ватикану, возможно, собственный банк не нужен, и обратил внимание на то, что «у апостола Петра не было денег в банке».
Рим