0
2085
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

05.12.2012 00:00:00

Апокриф от Бенедикта XVI

Тэги: папа, бенедикт xvi, католики, ватикан


папа, бенедикт xvi, католики, ватикан Традиционно в сценах Рождества присутствовали вол и ослик, а теперь Понтифик развеял миф о благочестивых животных.
Фото Reuters

Пресса подала новость о том, что Папа Римский Бенедикт XVI выпустил книгу о детстве Иисуса Христа, как сенсацию. Эта книга – последняя в трилогии «Иисус из Назарета», первые тома которой вышли в течение последних лет.

Маститая итальянская газета «Corriere della Sera» поместила такой заголовок: «Папа Римский: с Иисусом не было вола и ослика». Как известно, во всем католическом мире на Рождество устраиваются «ясли» и непременным их атрибутом являются оба животных. Эта традиция существует с незапамятных времен. А теперь не кто иной как сам Понтифик рассказывает нам, что при яслях Иисусовых никаких вола и ослика не было.

Первые две книги Папы основывались на пересказе и анализе материалов из канонических Евангелий. В завершающей книге глава Католической Церкви обращается к тому обширному своду сведений о раннем христианстве, который содержится в апокрифических («сокровенных») Евангелиях, официально рассматриваемых как еретические. Книга «Детство Иисуса» была опубликована одновременно на девяти языках для 50 стран, но скоро она будет переведена еще на 20 языков для 72 стран. Ее сводный тираж составляет миллион экземпляров.

Апокрифические документы мало известны обычным верующим, но специалисты знают эти тексты уже давно: древние свитки были найдены в 1945 году около египетской деревни Наг-Хаммади и многие из них являются переводами на коптский язык более древних греческих оригиналов. Вероятно, они были спрятаны в VII веке монахами-гностиками, которые спасали их от мусульманского нашествия или от христианских властей, считавших гностицизм ересью. Древнейшее напоминание о воле и ослике при яслях встречается в апокрифическом «Евангелии Псевдо-Матфея», или «Евангелии детства», которое, впрочем, в прошлом многие считали раннесредневековой фальшивкой. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный сюжет отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, и этот факт связывают со словами пророка Исайи: «Вол знает владельца своего, и осел – ясли господина своего» (Ис. 1, 3). Между прочим, многие другие элементы из апокрифических Евангелий украдкой попали в православную традицию и нашли отражение даже в Коране. Вспомним хотя бы легенду о том, как младенец Иисус в шаббат лепил птичек из песка у лужи и раскрашивал их перья цветами, возникавшими при преломлении солнечных лучей в воде. Проходивший мимо фарисей упрекнул его в нарушении шаббата. Тогда Иисус трижды похлопал в ладоши, птички ожили, вспорхнули и улетели. Впрочем, почитание святой Анны как матери Девы Марии перешло в официальное христианство тоже из апокрифического «Евангелия Марии».

Центральной темой третьей книги из трилогии «Иисус из Назарета» является детство Христа. Сам Бенедикт XVI (книга, как и предыдущие, впрочем, подписана именем Йозеф Ратцингер) пишет по этому поводу: «С прогрессом историко-критических исследований фигура Иисуса стала все более туманной – лицом с неопределенными штрихами, вплоть до распространенного впечатления, что, в любом случае, мы знаем очень мало конкретного об Иисусе, историческом Иисусе, и что только впоследствии вера в его божественность оформила его облик». Но это не так, уточняет Ратцингер. «Я доверяю Евангелиям, – пишет он. – Эта книга написана не против современной экзегетики. Я только попытался, преодолевая чисто историко-критическую интерпретацию, применять новые методологические критерии, которые раскрывают перед нами собственно теологическое содержание Библии. Эти критерии требуют, однако, наличия веры, но не вынуждают нас отказаться при этом от исторической серьезности».

Папа хотел бы примирить «историко-критическое» исследование фигуры Иисуса (которую в XIX веке анализировала, например, Тюбингенская школа Давида Штрауса и Бруно Бауэра) с убеждением, что Иисус – божественное существо, в которое надо верить. Но это ничего не меняет в том факте, что в канонических Евангелиях содержится крайне мало сведений о детской и юношеской жизни Иисуса. Там говорится только, что он родился, принял поклонение волхвов, спасся от «избиения младенцев», учиненного царем Иродом (событие, реальность которого ставится под сомнение большинством историков), в 12-летнем возрасте спорил с законниками в храме, вызвав беспокойство своего предполагаемого отца Иосифа (который, впрочем, после этого эпизода полностью исчезает со сцены). Канонические Евангелия занимаются исключительно «общественной» жизнью Иисуса как взрослого человека вплоть до его распятия.

Но рассказами о раннем периоде жизни Иисуса изобилуют апокрифы. Среди находок Наг-Хаммади есть «Евангелие детства» (якобы от Фомы), есть и «Арабское Евангелие детства», и «Армянское». Но в них мы наталкиваемся на непривычную, чуждую и непонятную фигуру Иисуса. Он напоминает образ «молодого бога» из греко-римской мифологии, вроде Аттиса или Адониса, высокомерных, мстительных, жестоких, немилосердных «героев», которым и море по колено. В «Евангелии детства», например, Иисус «шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер». Правда, потом Иисус воскресил жертву своего гнева, но вряд ли в облике этого сердитого и обидчивого господина мы узнаем привычный облик Иисуса. Другие источники вряд ли были в распоряжении даже у самого Папы Римского, кроме реинтерпретации того, что уже известно из канонических текстов. На самом деле книга Ратцингера охватывает более обширную тематику, нежели чистую биографию юного Иисуса. Она делится на четыре главы, посвященные, соответственно, генеалогии Иисуса (канонические Евангелия дают противоречивые версии), рождению Иоанна Крестителя и Благовещению, рождению Иисуса в Вифлеемкой пещере «в историческом контексте Римской империи эпохи Августа» и первой «епифании» (богоявлению) с поклонением волхвов. Работа завершается эпилогом, посвященным спору 12-летнего Иисуса с законниками в храме. Значительная часть книги отдана под рассказ о Марии, ее «основополагающей роли в принятии Иисуса и божественном материнстве».

Есть в книге и другое утверждение Ратцингера, воспринятое прессой чуть ли не как откровение или даже как ересь, но давным-давно известное сведущим людям. Одна газета в полном недоумении написала в заголовке: «Папа Ратцингер: Христос родился до Рождества Христова!» На самом деле и тут ничего сенсационного, и тем более таинственного нет. В первые века христианства рождение Иисуса отмечали в разные времена года и в разные дни. Не было ясно, в каком году Иисус появился на свет. В своей очередной книге Папа Ратцингер просто указывает на то, что современное христианское летосчисление основано на просчете. Папа признает, что, весьма вероятно, Иисус родился на несколько лет раньше, чем принято считать. «Ошибка» была сделана в VI веке римским аббатом Дионисием Малым (Dionysius Exiguus), который в 525 году по поручению Папы Иоанна I составил пасхальные таблицы и при этом в своих расчетах о дате рождения Христа допустил ошибку на несколько лет. Учитывая то, что мы знаем о сроках правления царя Ирода и римских императоров Августа и Тиберия, имеющих отношение к эпохе, когда родился Иисус, можно предположить, что это событие произошло на четыре–семь лет раньше традиционного срока. Но это уже широко известный факт и в его признании ничего «еретического» нет.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1386
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1030
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1350

Другие новости