Недавно созданный Православный корпус прокремлевского молодежного движения «Наши» приступил к активной деятельности. Запущена новая программа «Православие». В рамках этой программы 9 октября в Новопушкинском сквере в Москве прошла акция «Открытый урок «Основ православной культуры». В роли «учителя» выступал известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев. Ему говорить о православии на московских улицах не впервой: он проповедовал на Арбате еще в середине 80-х годов наряду с баптистами и кришнаитами.
«Урока» ждали долго. Сначала Кураев просто задерживался, затем долго отвечал на вопросы облепивших его журналистов. «Какие пособия по «Основам православной культуры» вы бы порекомендовали?» – спросили его. «Очень хорошее пособие – «Поэтика ранневизантийской литературы» Сергея Аверинцева», – ответил дьякон. И добавил, что будущие поколения скажут спасибо Алле Бородиной (автору, пожалуй, самого известного пособия по ОПК) – она показала, как не надо писать учебники по этому предмету.
К теме ни на что не годных пособий по ОПК Кураев вернулся уже в ходе «урока». «Одна беда, ребята: учебников вам хороших я не могу предложить!» – говорил он, имитируя манеру речи учителя в классе. «Ребята» не слишком расстроились: дьякон предложил им создавать хорошие учебники вместе. А после уже говорил о православном понимании человека и его свободы, о том, что «православная культура – это люди, а не иконы», о том, что «молчание – возможность услышать другого». «Слушатели познакомились с азами православия», – резюмировали впоследствии на официальном сайте «Наших».
«Чтобы нормально преподавать ОПК, нужно сначала научить учителей», – разъяснила мне суть происходящего представительница пресс-службы «Наших». «То есть вы предполагаете, что те, кто сегодня слушает Кураева, завтра пойдут в школы преподавать основы православия?» – уточнил я. Ведь действительно идея подготовки кадров преподавателей ОПК озвучивалась «Нашими» в июне! Впрочем, на сей раз мне сообщили, что все присутствующие на «открытом уроке» учителями, конечно, не станут, но что-нибудь до своих сверстников все-таки донесут. А там – кто знает? Есть ведь среди «Наших» люди и с педагогическим образованием, и даже с богословским.
Маячивший среди собравшихся пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов смысл события в своих комментариях для журналистов озвучивал куда более конкретно, резко и с большим уклоном в политику. Он говорил о том, что акция в Новопушкинском сквере – акция протеста против решения Госдумы упразднить региональный образовательный компонент. Лоббисты ОПК на местах протаскивают этот предмет в школы именно в рамках регионального компонента: вместо краеведения – основы православия. «Если будет принят этот закон, люди выйдут на улицу, и тогда мало никому не покажется!» – заявил Фролов в предвкушении триумфа православия. Несмотря на непогоду, он пришел на «открытый урок» с женой и ребенком.
Господин Фролов явно просчитался. Демонстрации силы не получилось, «торжества православия» тоже, дождь и холодный ветер внесли в планы «Наших» существенные коррективы. Ожидалось, что на «открытый урок» придет до трех сотен человек – собралось несколько десятков, среди которых значительную часть составили репортеры, телевизионщики и фотокорреспонденты. Некоторые люди пришли «послушать Кураева», не подозревая ни о «протесте против решения Госдумы», ни о существовании «Наших» как таковых. Их несколько удивляло то обстоятельство, что на лекции «очень умного и талантливого дьякона» присутствуют какие-то партийные знаменосцы.
Активисты «Наших» пытались пополнить ряды слушателей Кураева, зазывая на «урок» прохожих. Те, заслышав о «православии» и «отце Андрее», перспективой постоять на ветру и послушать лекцию не прельщались и спешили удалиться. Задерживались женщины, в «целевую аудиторию» молодежного движения не попадавшие по возрастному признаку. Пригрозить кулаком депутатам-супостатам, лишающим страну ОПК, не получалось.
Лидер «Православного корпуса» Борис Якеменко выглядел несколько озабоченным. Может, переживал из-за низкой явки молодежи на «урок православия». А может быть, был взволнован из-за назначения брата Василия главой правительственного Комитета по делам молодежи. Так или иначе, когда настроили звук, говорил он недолго и скоро передал микрофон Кураеву. Тот, используя динамик в качестве трибуны, сразу обозначил предельную политкорректность своего «курса». Присутствовавших евреев и мусульман – «Рабиновичей и Мухаммедовых» (были ли таковые на «уроке», неизвестно) – дьякон призвал рассказать об услышанном дома, а помимо этого отказался использовать вместе со словосочетанием «православная культура» местоимение «наша». «Может быть, кто-то из слушателей еще не готов назвать эту культуру своей», – пояснил политкорректный дьякон.
Сам «урок», ради которого все и собрались в Новопушкинском сквере, длился минут пятнадцать. Кураев пытался быть немного богословом, немного культурологом, цитировал Цветаеву, осуществлял сравнительно-религиоведческие экскурсы. Всячески старался продемонстрировать, что «Основы православной культуры» – не такой страшный зверь, каким их малюют. Но одно дело – интеллектуальные «основы православия» по Кураеву, которые в школьный учебник впихнуть просто невозможно, а совсем другое – реальные пособия по предмету, плохо завуалированный православный катехизис.
Пока Кураев выступал, за спиной у меня слушатели как раз обсуждали пособия по ОПК. «Я читал некоторые учебники по этому предмету и должен сказать, что там все-таки изложено православное вероучение», – говорил один из собеседников. В ответ его уверяли в том, что он чего-то недопонял, что православное учение вообще можно свести к набору из нескольких положений. А в учебниках этих положений в явном виде нет.
Между тем лектор завершил свое выступление, и зазвучали вопросы: «Что такое свобода?», «Как вы относитесь к теории происхождения видов Дарвина?» Кураев отвечал долго и обстоятельно. Молодые знаменосцы, закоченевшие на ветру, проявляли нетерпение: «Эх, за то время, что он говорит, можно было бы на тысячу вопросов ответить!» Их можно было понять: погода отвратительная, а акция худо-бедно состоялась, ее «засняли» и покажут по телевизору, пора по домам греться! С другой стороны, взял крест (или знамя) – так неси его до конца.
Темнело. Горели неоновые рекламы. Кураев общался с молодежью. Ряса дьякона на фоне флагов «Наших» смотрелась несколько странно. Еще более странным одному из прохожих показались установленные за спиной у Кураева растяжки. Прохожий поинтересовался, почему на растяжках «лик Христа соседствует с политическими брендами?» Дьякон не растерялся, он как будто ждал вопроса. Ответ его можно суммировать так: политическая организация – всего лишь форма объединения людей, а христианский проповедник должен быть там, «где люди собираются вместе». «Может ли священник прийти к филателистам? Конечно!» – говорил Кураев. Замерзшая аудитория оживилась. Сравнение с филателистами пришлось «Нашим» по вкусу.
Вопрос прохожего можно было бы переформулировать. Например, так: «Должен ли служитель Церкви принимать участие в политических акциях?» Ведь если на растяжке под изображением Христа написано «Молодежное демократическое антифашистское движение», а на куртках у слушателей Кураева – реклама «прямой линии» с президентом, то нечего лукавить: речь идет не о «просветительской», а о политической акции. Сам Кураев утверждает, что для него «Наши» – всего лишь «хорошие студенты, задающие умные вопросы». А политика – «не главное в его жизни». Зато для молодежных движений, связанных с действующей властью, политика – главное. И Церковь – потенциальный союзник в формировании идеологии будущего.
«Открытый урок ОПК», судя по всему, был «вводным». Так что все только начинается!