В ходе своего визита в Турцию в конце минувшего месяца президент Украины Виктор Ющенко обсуждал не только вопросы экономического сотрудничества между двумя странами. Настоящим гвоздем программы президентского визита была встреча с Константинопольским (Вселенским) Патриархом Варфоломеем I. Ющенко обсудил с ним возможность создания на Украине «единой поместной Православной Церкви», независимой от Московского Патриархата. Подробности этой беседы, состоявшейся 26 июня, остались неизвестными. Информационные агентства сообщили лишь о том, что Патриарх Варфоломей «молится за единство Украины» и надеется на то, что после внеочередных парламентских выборов ситуация в стране стабилизируется.
Идея объединения трех религиозных организаций, именующих себя «Украинскими Православными Церквами», в одну-единственную Церковь и предоставление ей автокефалии при канонической поддержке Константинопольского Патриархата – не нова. Точно так же не новы и все канонические сложности, сопряженные с «национальным проектом» такого рода. Протокольные заявления, сделанные в ходе нынешней поездки Ющенко, точь-в-точь повторяют визит семилетний давности к Патриарху Варфоломею президента Леонида Кучмы. Тогда тоже говорили о необходимости создания «единой поместной Украинской Православной Церкви». На первый взгляд с тех пор не изменилась ни риторика украинских президентов, ни позиция Вселенского Патриарха, который хоть и приветствует стремление украинцев к церковному «замирению», но сам в Киев в качестве «миротворца» приезжать не спешит. Между тем в контексте последних перемен в украинской политике, а главное – с учетом изменений баланса сил между Москвой и Константинополем нынешний визит Ющенко «ко вратам Царьграда» имеет свои вполне определенные отличия.
В течение последнего года секретариат президента Украины предпринимал титанические усилия по реализации «церковно-поместного проекта». Такая настойчивость в условиях перманентного кризиса показывает, какое значение придается конструированию «национальной Православной Церкви» в условиях, мягко говоря, далеко не благоприятных этому. Однако сама идея «механического объединения» Украинских Православных Церквей нереализуема. Последние инициативы Ющенко с проведением многосторонних межцерковных консультаций были обречены на провал. Архиерейский Собор УПЦ МП в январе отказался от участия в консультациях. Митрополит Владимир (Сабодан) недвусмысленно заявил, что «Поместная Церковь на Украине есть и это наша Церковь». Чуть позже в открытом письме на имя украинского президента представители УПЦ МП формально согласились на «диалог», но выдвинули такие условия, которые никогда бы не смог принять Киевский Патриарх Филарет (Денисенко), анафематствованный Москвой в 1997 году. Его отстранение от переговоров было в числе непременных требований УПЦ МП. Тогда ответный ход сделали в Киевском Патриархате. 15 апреля этого года Архиерейский Синод УПЦ КП принял Историко-каноническую декларацию – обширный документ, обосновывающий претензии УПЦ КП во главе с Патриархом Филаретом на статус поместной Православной Церкви. «В настоящий момент Киевский Патриархат ожидает признания автокефалии со стороны Константинопольской Церкви», – говорится в Историко-канонической декларации. Авторы документа указывают на то, что и московская автокефалия долгое время не признавалась Константинополем. В таком «промежуточном» состоянии непризнания, согласно декларации, пребывает сейчас и УПЦ КП. Однако признание украинской автокефалии «неизбежно и является только делом времени».
Сам документ был представлен широкой публике 1 июня сего года. Задержка в полтора месяца вовсе не случайна. За это время в России и на Украине произошло два знаменательных события. В Киево-Печерской лавре 27–28 мая торжественно отметили 15-летний юбилей Харьковского Собора (того самого, который низложил митрополита Филарета и запретил его в служении, а главой Украинской Православной Церкви избрал митрополита Владимира). Кстати, в торжествах приняли участие и президент Виктор Ющенко, и премьер-министр Виктор Янукович. А в Москве 17 мая был подписан Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей.
Это историческое событие, по сути дела, дало в руки сторонников Патриарха Филарета новый козырь. Смысл его сводится к следующему: если Владимиру Путину можно содействовать объединению Русской Православной Церкви, то почему Виктору Ющенко нельзя помогать объединять украинское православие? «Я думаю, что наступит время, когда и по отношению к Украине скажут, что то был не раскол, а разделение, но теперь оно урегулировано», – заявил журналистам Патриарх Филарет. Он также подтвердил, что «остается открытым» для «диалога» с Московским Патриархатом, но без каких-либо предварительных условий.
Другими словами – уходить на покой «ради церковного мира» непризнанный Киевский Патриарх вовсе не собирается. Напротив, он рассылает свой почти 100-страничный историко-канонический манифест всем предстоятелям Поместных Православных Церквей и всем должностным лицам Украины, начиная с президента и заканчивая председателем райсовета. Нетрудно догадаться, что Виктор Ющенко свой экземпляр уже получил. Константинопольский Патриарх также является адресатом этой необычной почтовой рассылки. Пойдет ли Патриарх Варфоломей навстречу просьбам тех, кого в Московском Патриархате клеймят раскольниками? В УПЦ МП пока ограничились тем, что объявили Историко-каноническую декларацию внутренним документом филаретовцев, а встречу Ющенко с Патриархом Варфоломеем – вмешательством государства в церковные дела.
Действительно, вывод о том, что украинский президент просил Константинопольского Патриарха оказать определенную поддержку до сих пор никем не признанной УПЦ КП, напрашивается сам собой. Можно видеть в этом угрозу украинскому православию, можно сравнивать с действиями российского президента по сближению РПЦ МП с Зарубежной Церковью. Может быть, и Виктору Ющенко представится шанс войти в историю в качестве «объединителя Церквей»? Пока же чем яростнее дискуссии об украинской автокефалии, тем бессмысленнее выглядят усилия Ющенко по крайней мере продемонстрировать равноудаленность от всех участников церковного раскола. Довольно-таки нелепо ратовать за независимую Поместную Церковь на приеме у Константинопольского Патриарха всего через месяц после участия в торжествах по случаю 15-летия низложения главного украинского борца за автокефалию.