Сексуальная ориентация католических священников на первый взгляд, не имеет принципиального значения. В Католической Церкви как приходское духовенство, так и члены монашеских объединений обязаны соблюдать целомудрие (целибат) и воздерживаться от сексуальной жизни. Исходя из этого положение гетеросексуалистов и гомосексуалистов по сути одинаково.
Тем не менее Ватикан рассматривает этот вопрос совершенно серьезно. В конце ноября Конгрегация католического образования, возглавляемая польским кардиналом Зеноном Грохолевским, опубликовала специальную "инструкцию", посвященную проблеме гомосексуализма среди духовенства. Известно, что Папа Бенедикт XVI утвердил текст этой "инструкции" еще в августе. В новом документе Ватикана говорится, в частности, что лица, "практикующие" гомосексуализм, проявляющие "глубоко укорененные гомосесксуальные наклонности" или просто "поддерживающие так называемую гей-культуру", не могут поступать в духовные семинарии и становиться священниками.
Авторы документа утверждают, что вопрос о священниках-геях "стал особенно актуальным ввиду нынешней ситуации". Это намек на скандалы, связанные с многочисленными случаями педофилии среди духовенства в Соединенных Штатах и в Австрии. Именно воспитанники австрийской духовной семинарии Санкт-Пельтен были уличены в проявлении однополой любви. Все это было запечатлено на видеопленке, и кадры появились в венском еженедельнике "Профиль". Из-за этого скандала епископ Санкт-Пельтена Курт Кренн был отправлен покойным Папой Иоанном Павлом II в отставку.
Любопытно, что ватиканская "инструкция" проводит различия между "гомосексуальными действиями" и "гомосексуальными наклонностями". "Что касается действий, - говорится в документе, - то в Священном Писании они изображаются как тяжкие грехи. Святые отцы всегда рассматривали их как сугубо безнравственные и противоречащие закону естества". Такие "действия", утверждается в "инструкции", "ни в коем случае не могут быть одобрены".
Что касается "глубоко укорененных гомосексуальных наклонностей", то Ватикан констатирует их "объективную беспорядочность". "Инструкция" предписывает относиться к лицам с подобными "беспорядочными" наклонностями "с уважением и тактичностью", избегать любой формы дискриминации по отношению к ним. Тем не менее, как утверждается в новом документе, Католическая Церковь не может принимать в семинарии и уж тем более посвящать в духовный сан таких людей.
Официальная позиция Католической Церкви такова: лица с укоренившимися гомосексуальными наклонностями "пребывают в ситуации, серьезно препятствующей корректному взаимоотношению с мужчинами и женщинами". Возведение таких лиц в сан может привести к отрицательным последствиям для их пастырской деятельности. Если же речь идет только о временных "заблуждениях", о "колебаниях еще не завершившегося отрочества", то при приеме молодого человека в семинарию следует удостовериться в том, что "эти тенденции были недвусмысленно преодолены по крайней мере за три года до рукоположения в диаконы". Для того чтобы преградить кандидату в священники путь в семинарию, достаточно иметь "серьезные сомнения" в его гетеросексуальности, говорится в "инструкции".
Документ предусматривает также санкции в отношении лиц, умышленно скрывающих гомосексуальные наклонности ради поступления в семинарию. В то же время документ рекомендует ректорам духовных учебных заведений и духовникам вести широкую пастырскую и воспитательную деятельность, чтобы избежать рецидивов гомосексуализма среди воспитанников. В частности, духовники должны вести обстоятельные беседы с кандидатами в семинаристы, разъяснять им церковное учение о целибате и помогать им в "развитии и укреплении духовных качеств, позволяющих осмыслить и правильно оценить обет целомудрия".
Еще более строгим, чем "инструкция" стал комментарий, опубликованный в ватиканской газете "Оссерваторе романо" французским священником и психологом Тони Анатрелла. Он пишет, что гомосексуализм является "дестабилизирующим для личности и общества", не представляет никакой ценности для общества и, напротив, выявляет "несовершенство и незрелость" в половом развитии личности. Следовательно, считает Анатрелла, подобные наклонности "несовместимы со священством", к которому надо допускать только "мужчин, четко сознающих зрелость своей мужественности". Далее французский священник проводит своего рода социологический и психологический анализ гомосексуализма. "За последние годы, - пишет он, - гомосексуализм проявлялся как все более тревожный феномен и во многих странах стал даже рассматриваться как нормальная наклонность, между тем как в прошлом всегда считался проблемой в психической организации половой жизни и никогда не влиял на развитие общества".
Реакции на столь решительные высказывания Ватикана были неоднозначными. Большинство комментаторов усматривает в них следствие моральной и богословской строгости Бенедикта XVI, который в бытность свою префектом Конгрегации вероучения рьяно охранял чистоту традиционного учения Католической Церкви. Некоторые обозреватели указывают на целесообразность пересмотра положения о целибате священников и женском священстве, полагая, что это содействовало бы более естественному и менее напряженному взаимоотношению между мужчинами и женщинами в Церкви. Эти обозреватели отмечают, что целибат священников - это скорее вопрос дисциплины, чем богословского учения, а на заре христианства духовенство часто было женатым. Более того, католицизм - единственная христианская конфессия, в которой не допускается брак священников.
Сами геи отреагировали очень обиженно. Один из лидеров движения геев в Италии Роберто Таддеуччи, заявил на одном интернет-сайте: "Документ Конгрегации католического воспитания фактически выдворяет гомосексуалистов из жизни Католической Церкви. Это очередной холодный душ для всех тех, кто понимает христианское послание как авторитетный призыв к братству, любви и уважению между всеми человеческими существами, независимо от индивидуальных различий". Вывод Таддеуччи весьма категоричен: "Оставим Церковь!"
Рим