То, что происходит в эти дни в Ватикане, можно по праву назвать "Вселенским Собором в миниатюре". С 29 сентября по 2 октября в Риме встретились председатели национальных епископских конференций из 34 стран Европы, прибывшие в Вечный город по приглашению кардинала Камилло Руини. По завершении совещания глав епископских конференций Европы сразу же начал свою работу Всемирный Синод епископов Римско-Католической Церкви, организованный по личной инициативе Папы Римского Бенедикта XVI.
Для участия в Синоде, который продлится до 23 октября, в Рим прибыли 250 иерархов, возглавляющих епархии в различных странах мира, включая и Россию. Здесь представлены католические иерархи различных обрядов, включая и украинских греко-католиков (униатов).
Журналисты итальянской газеты "Стампа" считают, что Синод в Ватикане может стать своеобразной "октябрьской революцией" в Католической Церкви. Как отмечают аналитики, основной задачей Бенедикта XVI является реставрация некоторых церковных традиций (отмененных II Ватиканским Собором) и возвращение Католической Церковью утраченной ею ведущей роли не только в религиозных, но и в общественно-политических процессах в современной Европе.
Цель нынешнего собрания епископов - переосмысление и даже в некотором роде преодоление наследия Иоанна Павла II. Своеобразным лейтмотивом Синода стало восстановление центральной роли Христа и евхаристии (таинства причащения) в Церкви. По мнению участников Синода, Христа и евхаристию не должна заслонять фигура Римского Папы и "культ", насаждаемый вокруг нее. Ожидается также, что Поместным Церквам и национальным епископским конференциям будет возвращена определенная автономия управления, утраченная во время предыдущего понтификата.
По мнению аналитиков, на Синоде могут быть даже пересмотрены отдельные решения Второго Ватиканского Собора, которые в соответствии с каноническим правом до сих пор рассматривались как незыблемые. Так, Радио Ватикана сообщило о выступлении кембриджского религиоведа Имонна Даффи, призвавшего Папу Бенедикта XVI восстановить в правах латинскую литургию, фактически упраздненную реформами Второго Ватиканского Собора и замененную литургией на национальных языках.
На собрании глав национальных епископских конференций обсуждались проблемы, связанные с образованием и воспитанием кандидатов в священный сан, катехизацией, влиянием Церкви на школы и университеты, средства массовой информации, а также вопросы гуманитарной помощи Церкви эмигрантам, во все большем количестве прибывающим в Европу. Темой дискуссии стали также выводы, которые Церковь должна сделать из отказа Франции и Бельгии принять Конституцию Европы. В повестку дня были включены злободневные политические вопросы в разных странах Европы.
Основной темой Всемирного Синода епископов станет литургия и евхаристия. Ватикан раздал участникам собрания анкету, в которой они должны написать, каково "число причащающихся в каждой епархии" и "как часто прихожане причащаются".
Большое внимание уделяется также "возможным злоупотреблениям" при совершении литургии, к которым относится и обряд причащения, если он не соответствует канонам Католической Церкви. В соборном документе епископам напоминается, что католик не может принимать евхаристию из рук священнослужителя, не принадлежащего к Католической Церкви. Ожидается, что это положение может спровоцировать новый виток полемики с некатолическими исповеданиями.
Многие обозреватели отмечают разницу в публичном поведении Бенедикта XVI и его предшественника Иоанна Павла II, которого упрекали в излишней театральности, в тенденции выступать в роли "главного героя" во время папских богослужений. В свою очередь, Папа Ратцингер, по мнению наблюдателей, предпочитает держаться на заднем плане. Еще в своей последней речи в качестве кардинала и в выступлениях после избрания Папой он подчеркивал, что не фигура Понтифика является центральной в Церкви, а именно Христос, который присутствует (по учению Католической Церкви - субстанционально, с душой и телом) именно в евхаристии. Именно такого принципа поведения на публике Бенедикт XVI придерживался во время своей первой зарубежной поездки в Германию и участия во Всемирном конгрессе католической молодежи к Кельне.
Сама структура работы Всемирного совещания католических епископов организована таким образом, чтобы подчеркивать роль епископата в управлении Церковью. Именно поэтому продолжительность работы Синода была сокращена по сравнению с прежними собраниями такого уровня с четырех до трех недель. Это объясняется желанием Папы ограничить до минимума период отсутствия управляющих епархиями в своих диоцезах.
По словам секретаря Синода архиепископа Николы Этеровича, Бенедикт XVI посчитал необходимым "внести изменения в порядок работы синодальной ассамблеи, чтобы придать еще большее значение коллегиальному характеру управления Церковью". Епископам дано распоряжение уделять в своих выступлениях большее, чем ранее, внимание вопросам, характерным для их национальных Церквей, посвящать большую часть времени обмену опытом в области пастырского служения епархий, расположенных в самых разных частях света. Иными словами, будут совершены значительные шаги в сторону более обширной "соборности".
На Синоде будет обсуждаться и вопрос о так называемой "инкультурации", то есть о приспособлении католической обрядности к обычаям и традициям неевропейских культур. Епископам предстоит определить, до каких пределов может идти этот процесс приспособления и с какого момента он может вступать в противоречия с католическим учением.
Католики убеждены, что все решения на Вселенских Соборах принимаются по велению Духа Святого. Однако Ватикан намерен посвятить нынешний Синод именно ревизии решений Второго Ватиканского Собора. Нет ли здесь противоречия и не подрывает ли сам Ватикан устои католической веры?