Этих людей называют "геями", что по-английски означает "радостный", "веселый". Но жизнь гомосексуалистов и лесбиянок вряд ли можно назвать таковой. Общество при официальном признании их прав относится к ним с большим предубеждением, а Церковь их осуждает, считая грешниками. Для Церкви определение гомосексуализма как греха остается в силе, невзирая даже на то, что каждый человек так или иначе грешит, но он же может быть и прощен. Я имею в виду Православную и Католическую Церкви, чьи взгляды на эту проблему практически совпадают и основываются на древней библейской традиции как Ветхого, так и Нового Завета.
Недавно Ватикан счел нужным издать особый документ на 14 страницах, подписанный "префектом" Конгрегации по вероучению кардиналом Йозефом Ратцингером и одобренный Папой Иоанном Павлом II. Документ выступает против законов, принятых или обсуждаемых в некоторых странах, которые узаконивают однополые отношения, приравнивая их к традиционному браку между мужчиной и женщиной, с целым рядом вытекающих из этого юридических последствий, в том числе права на усыновление детей. Обычно вопросы, касающиеся гомосексуализма, рассматриваются Ватиканом как часть пастырской работы в Папском совете по делам семьи. Тот факт, что документ обнародован под эгидой Конгрегации по вероучению, свидетельствует о доктринальном значении, которое Папа придает вопросу гомосексуализма.
Ключевым моментом документа, подписанного кардиналом Ратцингером, является следующий пассаж, который мы приводим полностью: "Нет никаких оснований провести даже самую приблизительную аналогию между однополыми формами совместного проживания и Божьим замыслом о браке и семье. Брак является святым, а гомосексуальные отношения нарушают естественный нравственный закон... Однополые отношения не проистекают из подлинной потребности в половом взаимодополнении и ни в коем случае не могут быть одобрены". А поскольку Церковь не может признать браки между гомосексуалистами, то и сами однополые отношения, так же как и внебрачные разнополые отношения, являются грехом против целомудрия и заслуживают осуждения.
В этих словах заключена суть всей церковной доктрины о половой жизни. Согласно схоластическому учению, половые отношения имеют три цели: "bonum prolis", то есть "добрую цель" рожать детей, "bonum fidei", то есть "добрую цель" содействовать взаимной верности супругов, и "remedium concupiscentiae", что дословно можно перевести как "врачевание от вожделения", то есть удовлетворение половых потребностей, которые на ранних стадиях развития церковного учения считались следствием грехопадения человека.
За последние десятилетия, особенно после Второго Ватиканского Собора, в это учение были внесены коррективы. Половой инстинкт и стремление его удовлетворить больше не рассматриваются как греховные, но при условии, чтобы это происходило в рамках освященного Церковью брака и чтобы ни при каких условиях не была исключена "добрая цель", то есть деторождение. Конечно, католическая мораль не требует, чтобы за каждым половым актом последовала беременность, но таковая в принципе никогда не должна быть исключена. Именно поэтому однополые отношения для Церкви морально неприемлемы.
И не только морально. Кто хочет пройти "краткий курс" католического богословия в увлекательной форме, должен обратиться к итальянскому поэту раннего Средневековья Данте Алигьери и его "Божественной комедии". Гомосексуалистов Данте помещает в ад, где он встречает одного из своих любимых учителей Брунетто Латини, который был склонен к "греху содомии".
Данте полагал, что гомосексуализм - это одна из форм "насилия". В ХV песне своего "Ада" поэт делит "насильников" на четыре категории: "насильники над собой" (самоубийцы), "насильники над божеством" (богохульники), "насильники над естеством" ("содомиты", то есть гомосексуалисты) и "насильники над искусством" (лихоимцы, ростовщики). Согласно Данте, отражающему церковную доктрину, гомосексуалисты совершают насилие над естеством, то есть над природой, которая является "дочерью Бога".
Конечно, во времена Данте, как и во времена становления церковного учения, не была еще известна научная проблематика, связанная с половым поведением человека. Сегодня Церковь ее вполне осознает и, осуждая гомосексуализм, тем не менее выступает против дискриминации тех, кто его практикует. В документе за подписью кардинала Ратцингера говорится, что Церковь "с уважением и состраданием" относится к мужчинам и женщинам с гомосексуальными тенденциями. Эти люди, говорится в тексте, "ни в какой форме не должны подвергаться несправедливому унижению". Тем не менее "эти люди, как и все христиане, призваны вести целомудренную жизнь". Однако гомосексуальные наклонности "объективно нарушают моральный порядок", и сам гомосексуализм "принадлежит к числу тяжких грехов против целомудрия".
Тем не менее, несмотря на увещевание Ватикана, в некоторых странах институт "гомосексуального брака" уже введен, правда, с некоторыми ограничениями. Например, в Нидерландах однополые браки разрешены с 1 апреля 2001 г. В Бельгии аналогичный закон вступил в силу в июне этого года. Во Франции с 1999 г. действует "пакт гражданской солидарности", который гарантирует однополым парам права, близкие к семейным. В Великобритании эта тема пока только обсуждается, как и в Италии, где сторонники "однополых браков" уже обвинили Ватикан во вмешательстве во внутренние дела суверенных стран.