-ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, в конце прошлого года Армянская Апостольская Церковь оказалась на грани раскола. Вы были в числе тех шести архиереев, которые выступили с резким публичным заявлением в адрес светских властей страны, обвинив их в открытом и недопустимом вмешательстве в процесс выборов нового Католикоса всех армян. Тем не менее Католикосом был избран именно тот претендент, в пользу которого высказались руководители государства...
- Выборы Католикоса уже состоялись, 132-й Патриарх Армянской Апостольской Церкви избран. Это свершившийся факт. И добавлять что-либо к сказанному мне, откровенно говоря, не хотелось бы. Слава Богу, что никакого раскола в Церкви не произошло, ибо, на мой взгляд, раскол - это самое страшное, что могло бы с нами случиться. Армянский народ переживает сегодня не самые легкие времена и тем более нуждается в отеческой поддержке нашей Церкви. Известно, что преодолеть трудности легче, если живы в душах надежда, вера, терпение и согласие. Вдохновить сии чувства способна лишь Церковь. Ее предназначение и непреходящая миссии - взывать к единению и согласию и служить в этом примером своему народу.
- До сих пор в некоторых церковных кругах бытует мнение, будто ваши расхождения и даже конфликт с предыдущим Католикосом Гарегином I были вызваны вашим несогласием с его позицией относительно активизации участия Армянской Церкви в экуменическом движении и, в частности, сближения с Ватиканом. Так ли это на самом деле?
- Не совсем. У меня как христианина есть вполне четкая позиция: у Христа одно тело. Это земная Церковь. И она должна быть единой в вере и в духе. Поэтому Армянская Церковь должна поддерживать самые тесные отношения со всеми Церквями-сестрами. Единение вселенской Церкви должно происходить на правах равноначалия. Более того, я считаю, что армянские церковные деятели, вообще христианская Церковь должны иметь тесные контакты с духовными лидерами других религий во имя мира и спокойствия на планете.
Что касается расхождений с предыдущим Католикосом, то я просто не был согласен с тем, что предыдущий Патриарх в совместном коммюнике с Папой Иоанном Павлом II подписался под халкидонской формулировкой, о чем никто из нас даже и не ведал. Чтобы иметь право подписаться под такой формулировкой, необходимо созвать Всеармянский национальный церковный собор, а еще лучше - национальные церковные соборы всех Восточных дохалкидонских Церквей. И если они признают, что мы в своей догматической традиции где-то были не правы, то только после этого можно ставить свою подпись. Здесь же был нарушен церковный канон, с чем я и выразил свое несогласие.
- Вы уже давно известны всему армянскому народу как духовный лидер, который нередко вынужден принимать участие не только в церковных, но и в мирских делах. Недавно в Степанакерте мог разразиться самый, пожалуй, серьезный и опасный за все время существования Нагорно-Карабахской Республики внутриполитический кризис. И, насколько известно, худших последствий удалось избежать лишь благодаря вашему личному вмешательству, вашему непререкаемому авторитету.
- Да, действительно, я принял участие в разрешении назревающего противостояния, видя в том свой пастырский долг. Разумеется, ни на чью сторону я при этом не вставал, но вел беседы со всеми государственными мужами, включая президента НКР Аркадия Гукасяна и теперь уже бывшего командующего Армией обороны генерала Самвела Бабаяна. И всех призывал к бескровному, бесконфликтному разрешению ситуации, к достижению взаимопонимания и консенсуса. Чада мои вняли мне, сила не была применена. Я говорю так, поскольку с духовной точки зрения все карабахцы являются моими чадами. И мое отношение к ним - ко всем без исключения - попечительское, отцовское. Всем известно, что именно глава семьи должен призывать к миру и согласию.
- Как, по-вашему, должен решиться наболевший вопрос вокруг Нагорного Карабаха?
- Уже то, что нам удалось достичь перемирия и сохранить его в течение столь длительного срока, само по себе очень важно и ценно. Стороны сели за стол переговоров. Ведутся активные политические поиски окончательного мирного урегулирования конфликта. Я рад тому, что теперь все уже понимают: альтернативы миру нет. Вопрос сегодня состоит в том, чтобы найти, выработать приемлемые пути и варианты выхода из кризиса.
Наша Церковь всегда призывала противников к миру. И ныне мы твердо стоим на этой позиции, ибо бесконечные человеческие жертвы с обеих сторон могут лишь усугубить ситуацию. Продолжение войны - это путь в никуда, и дальнейшее силовое противостояние способно привести к самым негативным последствиям для всего нашего региона. Кстати, духовные лидеры понимают это, а возможно, даже чувствуют острее политиков. Не случайно еще на первоначальном этапе зарождения конфликта, в первой половине 1988 года в Ростове-на-Дону состоялась встреча духовных пастырей со всего бывшего Союза. Затем, уже в 1993 году, в разгар военных действий в Карабахе, в Женеве при содействии Всемирного Совета Церквей встретились Армянский Патриарх и духовный лидер азербайджанцев. Аналогичные встречи впоследствии дважды происходили и в Москве благодаря посредничеству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И, насколько мне известно, нынешний Католикос всех армян Гарегин II и Шейх-уль-Ислам Азербайджана Аллах Шукюр Паша-заде вновь планируют встретиться уже в скором будущем.
- Что из пережитого в годы карабахской войны было самым тяжким лично для вас?
- Терять чад своих, причем часто самых лучших, ибо по закону свыше именно лучшие идут на заклание. Но еще я заметил, что война, связанные с ней испытания и потери не ожесточили карабахцев. Напротив, именно в период тяжелейших боев большинство воинов обратилось на протяжении семидесяти лет коммунистического правления. Вдумайтесь только в такой факт: Нагорный Карабах был единственным регионом бывшего Союза, где не было ни одного действующего храма. И это при том, что до революции в историческом Арцахе было две тысячи действующих храмов, церквей и монастырей.
Сегодня мы пытаемся преодолеть доставшееся нам тяжкое коммунистическое наследие. И не только восстановлением наших храмов и церквей. Нагорно-Карабахская Республика - единственное на всем постсоветском пространстве государство, где основы христианства преподаются во всех без исключения школах в качестве обязательного предмета программы.
- Ни для кого не секрет, что эмиграция из Армении резко возросла, да и экономическое состояние страны оставляет желать лучшего. Ощущаются и определенная тревога, неуверенность в будущем, что, по-видимому, связано со сложными внутриполитическими коллизиями последнего времени...
- Эмиграция из Армении - это крайне печальный и тревожный факт. Проблема в том, что люди уезжают не только и не столько из-за социально-экономических трудностей, являющихся результатом бездарно и бездумно проведенной приватизации, но в первую очередь потому, что начинают терять надежду. И в этой связи, я думаю, что испытание дается свыше не только государству, народу и обществу, но и каждому человеку. И человек обязан преодолеть трудности и выйти из этого испытания победителем. Ибо сказано в Писании, что Господь нас испытывает всяк час и всяк день.
- Какова в этой непростой ситуации роль Церкви? Что она сегодня может сделать для своей паствы?
- Первое предназначение Церкви - привести людей к истинному покаянию, к самоочищению, что является первоосновой нравственности. Нацию можно консолидировать лишь через возрождение духовно-нравственных ценностей. Возрожденная и постоянно бдящая мораль народа, его нравственность неизбежно приведут в движение все пласты общественной жизни. Где мораль - там надежда, а значит, и вера. А где вера - там начало добрых деяний, приносящих нетленные плоды.