Владимир Орлов. Жизнь Блока. Гамаюн, птица вещая. - М.: Центрполиграф, 2001, 618 с.
ПЕРВОЕ издание этой книги вышло в Ленинграде в 1978-м, а второе - в Москве в 1981 году. Автор - маститый советский литературовед - скончался в 1985-м. Поэтому нынешнее издание полностью сохраняет дух советского литературоведения, являя, впрочем, не самый одиозный образец оного.
В свое время Владимир Орлов немало сделал для издания произведений Блока: собрания сочинений 1936, 1955, 1960-1963 годов вышли при его участии. Еще он был тем человеком, который первым распечатал нетронутые письма Белого к Блоку, и, возможно, из-за этого истории более чем непростых взаимоотношений двух поэтов посвящено немало страниц этой книги. В отличие от других героев Розанов здесь - беззастенчивый двурушник, Леонтьев - реакционер, а Бальмонт просто болтун. При этом, повторюсь, Орлов не злоупотреблял идеологическими "перлами", хотя и остался уверен в том, что главное в литературе - это ее гуманистическое содержание. Сейчас с этим трудно спорить.
Путь Блока очерчен в рамках той самой "трилогии вочеловечивания", которую обозначил сам поэт. От нее не будет свободна ни одна книга о Блоке. Будто бы сам поэт пытался не только осмыслить свое творчество, но и задать схему всех книг, которые будут об этом творчестве написаны.
Нет смысла воспроизводить здесь ход повествования книги, где символизм - это способ ухода от действительности, а стихотворение "Фабрика" - промежуточное. Этому до сих пор, наверное, учат в школе. Но кажется, что именно Орлов - один из тех, чьи мысли, сведенные к уровню заклинаний, когда-то были положены в основу учебников.
Впрочем, укорять за это бессмысленно. Ведь и Христос в "Двенадцати" - лишь наивысший из арсенала исторических и художественных образов, которыми владел Блок. Другими - не владел. По-другому - не говорил.
Появление этой книги сейчас - факт весьма любопытный. "Он ждал чуда, а в действительности новое было еще тесно переплетено со старым, да и само по себе это еще только возникавшее, еще не отлившееся в твердые формы новое подчас оказывалось не таким, о каком он думал, какого ждал", - так Орлов говорит о Блоке. Вот именно, в действительности. Яркий пример действительности - на задней обложке книги. Что за испытанный пошляк написал это: "Автор воссоздает жизнь гениального русского поэта по его дневникам, письмам, сочинениям, свидетельствам очевидцев, не упуская романтических отношений с очаровательными женщинами. Ведь, как и всякий лирический поэт, Блок находил свое вдохновение у "прекрасных дам"? Таким издательским, или издевательским, "аккордом" заканчивается книга. А вы что, чуда ждали?