До сих пор женщинам был закрыт доступ на высшие уровни ватиканской иерархии. Фото Reuters
Римский Папа Франциск выступает против рукоположения женщин в священный сан, но якобы не отвергает идею назначать женщин кардиналами. Некоторые католические круги, особенно немецко-австрийские, давно поддерживают подобные планы, но сейчас, пишет испанская газета El Pais, сам Понтифик намерен пойти на такой шаг. На эту перспективу Папа Бергольо уже намекнул в своем недавнем интервью журналу иезуитов Civilta Cattolica. «Церковь, – сказал он, – не может быть самой собой без женщины». Иными словами, Церковь не может быть совершенной, пока в ее руководстве отсутствует женское начало. Папа сознает, что «женский вопрос» внутри Церкви еще не решен и что нельзя дальше тянуть с его решением, пишет мадридская газета. Отзывов из Ватикана на эту публикацию пока нет, но в римской газете Messaggero историк Лучетта Скараффиа отметила, что женский «кардиналат» был бы «мощной революцией, всколыхнувшей позицию недоверия и непонимания, которую значительная часть духовенства занимает по отношению к женщинам».
Многие думают, что только епископы могут стать кардиналами. На практике так оно и есть, но в ряде случаев, правда исходя более из политических, чем религиозных, мотивов, может быть назначен кардиналом и человек без священнического сана. Достаточно, чтобы он был посвящен в диаконы. Есть исторические прецеденты, например франко-итальянский политик и дипломат, мирянин Джулио Мадзарино (тот самый, известный по романам Дюма Мазарини) в 1641 году по инициативе Папы Урбана VIII стал кардиналом. Известен также случай с Франсиско Гомесом де Сандоваль, герцогом Лермским, фаворитом Филиппа III, короля Испании. Монарх в 1618 году добился от Папы Павла V возведения герцога в кардиналы несмотря на то, что тот не был клириком. Есть пример в самом Ватикане: в 1858 году Папа Пий IX назначил кардиналом политика и чиновника папской администрации Теодольфо Мертеля, который никогда не был рукоположен в священники и лишь позднее был посвящен в диаконы тем же Папой.
Однако сегодня женщина не имеет права быть даже диакониссой, какой она могла стать в эпоху раннего христианства, что подтверждается в Деяниях апостолов и в Посланиях святого Павла. Это вопрос не догматики, а дисциплины, как целибат клириков, и Папа может изменить правила в любой момент. Испанская женщина-богослов Филлис Сагано из Университета имени Игнатия Лойолы в Чикаго утверждает: «Женский диаконат – не идея будущего. Это требование нашего времени, он нужен сегодня». Она рассказывает, что говорила на эту тему с кардиналом Ратцингером, прежде чем он стал Папой Бенедиктом XVI, и тот ей сказал, что «вопрос изучается». Но из этого так ничего и не вышло.
Конечно, все примеры назначения кардиналами мирян «хромают», потому что, во-первых, это дела давно минувших дней, а во-вторых, все упомянутые персонажи – мужчины. Важнее то, что голоса в пользу допущения женщин в кардинальскую коллегию все чаще и чаще раздаются в церковных кругах, среди клириков и мирян. В марте с.г. в Риме состоялась демонстрация против исключительно мужского состава конклава – собрания кардиналов, призванного избрать нового Папу. В те же дни директор программ Радио Ватикана иезуит Эберхард фон Гемминген в интервью римской газете Messaggero заявил: «В Сикстинской капелле (где собирается конклав. – «НГР») я бы приветствовал присутствие 60 кардиналов-мужчин и 60 женщин: почему не мечтать о том, чтобы 60 выдающихся женщин в Церкви могли содействовать избранию Папы?»
12 сентября с.г. по инициативе швейцарской женщины-теолога Хелен Шунгель-Штрауман на одном швейцарском и одном немецком сайте было опубликовано «Воззвание», отправленное также Папе Франциску, в котором задается вопрос: «Не наступило ли время совершить исторический поворот в сторону назначения женщин-кардиналов?» Подписи быстро прибавляются. Среди подписантов есть теологи обоих полов не только из немецкоязычного мира, но также из англоязычных стран, из Италии, Франции, Испании, Хорватии. Организаторы этой акции провели опрос общественности на тему «Желательно ли возведение женщин в кардинальский сан?». 72% респондентов ответили положительно и 28% отрицательно. Авторы воззвания исходят из соображений, высказанных Папой Франциском в беседе с журналистами на самолете, когда он в июле с.г. возвращался в Рим из Бразилии. Среди других вопросов Понтифик указал на необходимость создать «теологию женщин», которые должны были бы играть более важную роль в жизни Церкви.
«Больше половины членов Церкви – женщины, – говорится в «Воззвании» Хелен Шунгель-Штрауман, – но с этим большинством обращаются, как с меньшинством... А все-таки существуют монахини, женщины-теологи, женщины, выполняющие ответственные задачи внутри Церкви – в области благотворительности, просвещения, политики, волонтерства, – но не приобщающиеся к процессу принятия решений». Это, отмечается в документе, приводит к «несправедливой ситуации неравенства». Авторы «Воззвания» обращают внимание церковной иерархии на то, что «ни Библия, ни учение или традиция Церкви не могли бы помешать Папе допустить к кардинальскому сану женщин». Это было бы «мудрым и дипломатичным» решением, потому что сняло бы с Католической Церкви обвинения в женоненавистничестве, которые нередко выдвигаются против нее. Это, утверждается в «Воззвании», был бы выбор в пользу того узнавания «знамений времени», о которых уже говорил Папа Иоанн XXIII, которого, кстати, 27 апреля 2014 года объявят святым.
Любопытно, что вопрос о доступе женщин к кардинальскому сану поднимал в ноябре 1996 года архиепископ итальянского города Фоджа Джузеппе Казале, пользовавшийся доводами, очень похожими на те, к которым теперь прибегают реформаторы. Захочет ли Папа Франциск внять этим доводам, мы увидим скоро, по мере осуществления его объемлющих планов по «перестройке» структур Католической Церкви.
Рим