Ватикан обещает, что новый орган не превратится в совет министров без портфелей. Фото Reuters
Западные эксперты по ватиканским делам уже говорят о церковной «революции». Они имеют в виду решение Папы Франциска, который в субботу, «принимая предложение, высказанное во время генеральных конгрегаций, предшествовавших конклаву», создал группу из восьми кардиналов (плюс епископ с функциями секретаря), призванную консультировать Понтифика по вопросам управления Святым Престолом. В частности, эта комиссия будет обсуждать проект пересмотра «апостольской конституции» Pastor Bonus («Пастырь добрый»), объявленной еще Папой Иоанном-Павлом II в 1988 году, на которой основывается нынешнее устройство Римской курии. Некоторые газеты говорят даже о новом «правительстве» Ватикана, о своего рода «совете министров». Но Святой Престол настаивает на «консультативном» характере нового органа, который на самом деле был уже предусмотрен Вторым Ватиканским Собором, но так до последнего времени и не претворен в жизнь.В новый совет входят восемь кардиналов со всех пяти континентов. Джузеппе Бертелло, бывший нунций в Италии и Республике Сан Марино, ныне председатель «губернаторства» (административной системы) Ватикана. Между прочим, Бертелло единственный из новых «советников» Папы, который постоянно живет в Ватикане. Все остальные принесут с собой опыт, накопленный ими в разных частях света, где они служат: Хавьер Эррасурис Осса, заслуженный архиепископ Сантьяго де Чили (подал в отставку по выслуге лет); Освальд Грасиас, архиепископ Мумбайский (Индия) и председатель Епископской конференции Азии; Райнхард Маркс, архиепископ Мюнхенский и Фрайзинский (Германия); Лоран Монсвенго Пасинья, архиепископ Киншасы (Демократическая Республика Конго); Шон Патрик О’Малли, архиепископ Бостонский (США); Джордж Пелл, архиепископ Сиднейский (Австралия); наконец, Оскар Андрес Родригес Марадьяга, архиепископ Тегусигальпы (Гондурас), который будет координатором группы.
Папа Франциск, очевидно, намерен основательно изменить структуры управления Ватиканом, но хочет избежать впечатления, что существует конфликт между его мероприятиями и традиционным укладом Курии. Это видно хотя бы по тому факту, что в составе кардинальской группы есть только один итальянец, когда известно, что преимущественно вокруг итальянцев собираются те «камарильи», которые ввели в систему управления Святым Престолом слишком «вольные» методы, например, использование ватиканского банка IOR в сомнительных целях. Некоторые высокие сановники были даже каким-то образом причастны к скандалам с «Ватиликсом», по всей вероятности – подлинной причиной отказа Бенедикта XVI от папского служения. Эта роль итальянцев объясняется тем, что они, так сказать, «туземцы», составляют большинство штатных сановников и чиновников Ватикана и поэтому лучше иностранцев знают, как задействовать рычаги власти.
Единственный итальянец в новом совете – это Джузеппе Бертелло. Он также единственный из состава группы, кто постоянно живет в Ватикане. Правда, есть и другой итальянец, епископ города Альбано Лациале под Римом Марчелло Семераро, который, однако, будет выполнять функции секретаря совета и не будет его полноправным членом.
Кроме того, епископа Бертелло, не исключено, ждет карьерный взлет. По сведениям газеты Corriere della Sera, «кардинал Бертелло, честность которого хорошо известна Папе Франциску, как и всем сотрудникам Курии, через несколько недель мог бы быть назначен на должность государственного секретаря, заменив Тарчизио Бертоне».
Между прочим, Бертелло в качестве папского нунция в Мексике в начале нулевых годов существенно содействовал успеху расследования, проведенного по настоянию Папы Ратцингера, преступлений священника Марсьяла Масьеля, до этого пользовавшегося защитой мощной, но оставшейся неизвестной церковной «крышей». Напомним, что Марсьял Масьель был лидером общины «Легионеры Христа» и вел себя весьма недостойно, совершая акты педофилии.
Второй момент, который дает основания полагать, что Папа Бергольо желает предотвратить трения между своими «советниками» и аппаратом Курии, заключается в следующем: все ватиканские источники в беседах с журналистами постоянно подчеркивают, что новый совет никак не должен рассматриваться как своего рода «правительство» и его членов не следует называть «министрами», даже в кавычках, как делают многие СМИ. «Речь идет, – подчеркнул пресс-секретарь Святого Престола священник Федерико Ломбарди, – именно о группе, даже не о совете или комиссии, и эта группа учреждена Папой Франциском именно для того, чтобы она его консультировала. Иными словами, у нее есть консультативные цели, а не цели, связанные с принятием решений». «Для оказания Папе помощи, – продолжил Ломбарди, – уже существует Римская курия с постоянными сотрудниками, роль которых не будет отодвинута на задний план». Однако назначение восьми кардиналов точно месяц спустя после избрания Папы, добавил Ломбарди, «является сигналом того, что Понтифик внял тем предложениям, которые кардинальская коллегия сформулировала во время предшествовавших конклаву генеральных конгрегаций».
Что Папа предусматривает для нового «совета» или «группы» особые функции, не сталкивающие этот орган с Курией, видно и из того факта, что Бергольо особенно не спешит с началом работы «реформаторской» группы кардиналов. Первое совещание назначено на период с 1 по 3 октября, хотя Понтифик, по словам Федерико Ломбарди, «уже поддерживает контакт» с этими кардиналами.
Рим