Христианские Церкви, как Католическая, так и Православная, показали себя на Балканах не с лучшей стороны во время Второй мировой войны и конфликтов 90-х годов XX века. Слишком часто обе Церкви соглашались на роль подспорья националистических тенденций тех народов, среди которых они наиболее сильно представлены – хорватов и сербов.
Православный народ со жгучей болью вспоминает о геноциде сербов при фашистах и о попытке насильственно обратить выживших в католицизм в «независимом государстве Хорватия». Сербы еще не забыли, что режим усташей Анте Павелича подпирала, хотя без особого воодушевления, Католическая Церковь, возглавлявшаяся архиепископом Алоизием Степинацем, который колебался между покорностью режиму (впрочем, не признанному Ватиканом) и разоблачением его жестокостей. И еще живо воспоминание о страшном лагере смерти Ясеновац, которым в течение трех месяцев руководил францисканец Мирослав Филипович-Майсторович. Церковь исключила его из монашеского ордена в 1942 году, социалистическая Югославия казнила в 1946 году. Ненависть и насилие 1990-х годов прибавились к памяти о зверствах фашистов.
Однако сейчас обе Церкви пытаются стать посредниками примирения между сербами и хорватами. Удобным случаем могла бы стать международная конференция, которая в будущем году состоится в городе Ниш в Сербии. Она посвящена 1700-й годовщине Миланского эдикта, которым в 313 году римский император Константин предоставил свободу вероисповедания христианам. В Нише, который тогда назывался Naissus, родился сам Константин.
В связи с этим появились слухи о том, что по случаю торжеств в Нише Сербию мог бы посетить Папа Бенедикт XVI. 27 января 2010 года Ириней, вскоре после избрания Патриархом Сербской Православной Церкви (СПЦ), в интервью загребскому «Дневнику», отвечая на вопрос о возможности визита Папы Бенедикта XVI в Сербию, сказал: «Быть может, пришел момент разобраться в этой проблеме самым серьезным образом. Ведь как можно действовать, если нет диалога и контактов?»
В июне с.г. произошло знаменательное событие. Патриарх Ириней в сопровождении членов Священного Синода СПЦ посетил Хорватию, где, как иронически заметил хорватский «Вечерний лист», Патриарх «еще не ступил ногой на загребский асфальт, а его визит уже был провозглашен историческим». Ириней встретился с католическим архиепископом Загребским Йосипом Бозаничем и членами Постоянной комиссии Епископской конференции Хорватии с целью «дать новый импульс католическо-православному диалогу».
В конце августа хорватская газета «Вечерний лист» и сербские «Вести» перепечатали, придав ей большой резонанс, скромную информацию агентства печати ИКА, рупора Хорватской епископской конференции, о недавнем визите в Белград двух хорватских епископов – Пожегского Антуна Скворчевича и Дубровницкого Мате Узинича, которые 8 августа встретились с Патриархом Иринеем. Газета «Вести» положительно отнеслась к этой инициативе, подчеркивая, что епископ Скворчевич известен своим благорасположением к православию и тем, что регулярно совершает поминальные службы по жертвам Ясеновац. Те же «Вести» уточнили, что на встрече присутствовал католический архиепископ Белграда Станислав Кочевар. Агентство ИКА так резюмировало сущность этих белградских переговоров: «Патриарх Ириней выразил уверенность, что встреча в Сербии Папы Бенедикта XVI с Патриархами Православных Церквей имела бы большое значение для установления доверия и духа примирения между Церквами. Но еще существуют определенные трудности, хотя есть надежда, что их можно преодолеть».
Ранее, в апреле с.г., показалось, что Ватикан заблокировал все спекуляции о возможной поездке Папы на конференцю в Нише. 17 апреля пресс-секретарь Святого Престола священник Федерико Ломбарди на пресс-конференции, посвященной нишским торжествам, на которых Католическая Церковь в любом случае будет представлена, сказал, что Понтифик не планировал никакой поездки в Сербию.
На самом деле Папа получил приглашение от бывшего президента Сербии Бориса Тадича, но аналогичное приглашение, необходимое для визита Папы в Ниш, не поступило от Белградской Патриархии. Ведь в Сербской Православной Церкви нет согласия по этому поводу: главный упрек, который выдвигается в адрес Святого Престола, заключается в том, что два Папы, Иоанн Павел II, посетивший Хорватию в 2003 году и причисливший к лику блаженных Алоизия Степинаца, и Бенедикт XVI, приехавший в июне 2011-го в Загреб (где молился над гробницей того же Степинаца), не посетили Ясеновац, чтобы отдать дань памяти жертвам усташского режима. В Белградском Патриархате часто вспоминают изречение покойного Патриарха Павла, предшественника Иринея, который любил повторять, что «путь Папы в Сербию лежит через Ясеновац». Однако многие в Сербии отдают себе отчет в том, что официальный визит Папы – это только вопрос времени, хотя против этого выступает Русская Православная Церковь, у которой еще не разрешены два конфликта с Католической Церковью: вопрос о грекокатоликах на Украине и проблема так называемого «прозелитизма». Хотя недавний визит Патриарха Кирилла в Польшу и его соглашения с тамошней Католической Церковью дают повод для надежды на разрешение указанных споров.
Тема визита Папы в Ниш получила неблагоприятный поворот 14 августа, когда Сербский Патриархат очень жестким по форме заявлением поведал, что Бенедикт XVI никогда не отправлял ни послания, ни даже просто сигнал СПЦ относительно своего желания посетить Сербию. Заявление подписано епископом Бачским Иринеем (Буловичем), давнишним критиком сближения с Ватиканом. Ириней добавляет, что «есть единогласное решение Священного Архиерейского Собора, согласно которому на празднования годовщины Миланского эдикта будут приглашены главы Православных Церквей и делегации высокого уровня инославных христианских Церквей, в том числе и Римско-Католической Церкви, но не их главы».
Тут в полемику включился сам Патриарх Ириней. Он сказал, что у него нет ничего против визита Папы, но привел два аргумента, один уже известный, но другой – новый, для обоснования нецелесообразности этого события. Первоиерарх Сербской Православной Церкви, противореча епископу Бачскому, отметил, что «Папа и ранее выражал желание посетить Сербию». Однако «причиной несостоявшегося визита являются еще свежие воспоминания о последствиях Второй мировой войны, особенно недавние войны и трагедии».
После этого Патриарх добавил новое обоснование: «Кроме того, есть мотивы, связанные с безопасностью Папы во время его пребывания в стране, которую никто не мог бы ему гарантировать ввиду того, что здесь живет еще много беженцев». Патриарх Ириней впервые намекнул на угрозу акта насилия или даже теракта против Бенедикта XVI со стороны какого-нибудь сербского беженца из Хорватии или Косова. Эти слова Патриарха взбудоражили сербскую общественность, как пчелиный улей: все сочли оскорблением многострадальных беженцев гипотезу о том, что кто-нибудь из них мог бы замахнуться на Папу Римского. Но этот скандал указывает на то, насколько в Сербии еще сохраняется напряжение по национальным и религиозным проблемам.
Рим