Священная коллегия пополнилась кардиналами и интригами.
Фото Reuters
В тревожной атмосфере, когда в коридорах Ватикана, кажется, начинается новый раунд борьбы за власть, 18 февраля Папа Римский Бенедикт XVI провел совещание-консисторию, во время которой назначил 22 новых кардинала.
В проповеди, произнесенной на церемонии, Папа увещевал князей Церкви: «Молитесь обо мне, с тем чтобы я мог всегда свидетельствовать пред народом Божьим о верном учении и стоять с безмятежной уверенностью у руля святой Церкви». Тем самым, похоже, Папа предупредил новых кардиналов об опасности поддаваться искушению борьбы за власть. Он напомнил, что на своем пути кардиналы окажутся перед выбором между «властью и служением, эгоизмом и самоотверженностью, стяжательством и щедростью, накопительством и бескорыстием». Понтифик сослался на пример Христа: «Образец, которым вам следует руководствоваться, – это Сын Человеческий, который пришел не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы самому служить и отдать свою жизнь во спасение многих». Бенедикт XVI напомнил собравшимся, что «долг кардинала есть служение любви: любви к Богу и Церкви, абсолютной и безусловной любви к своим братьям и сестрам, а также готовность пролить за них свою кровь, если это потребуется».
Во время торжественной церемонии в соборе Святого Петра Папа вручил новым кардиналам символы их достоинства – алый головной убор, называемый «биреттой», пергаментную грамоту и перстень. Частично изменив прежнюю процедуру, Бенедикт объединил эти три момента в одном обряде. Большинство новых князей Церкви принадлежат к тому же умеренно консервативному направлению, что и Папа Ратцингер. Шестнадцать новых кардиналов – европейцы, из них семь – итальянцы. Кроме того, в Священную коллегию вошли бразилец, двое азиатов и трое североамериканцев. Десятеро прикреплены к работе в курии, то есть в администрации Святого Престола, и 18 прибавились к тем, кто будет участвовать в будущем конклаве для избрания нового Папы в случае смерти Бенедикта XVI.
Возможность близкой смены Понтифика уже рассматривают в качестве реального сценария. Об этом пишут эксперты по ватиканским делам вроде известного блогера Серджо Маджистера, который ведет свой блог под названием Settimo Cielo («Седьмое небо») на сайте еженедельника Espresso. Впрочем, и без экспертов ситуация ясна: Папа – престарелый человек, ему 84 года, и он болен, в чем можно было убедиться на последних торжествах в соборе Святого Петра: на богослужение и собрание его привезли в кресле-каталке. Поэтому, определяя состав Священной коллегии, Папа Ратцингер стремится в числе прочего создать предпосылки для избрания преемником человека своих же взглядов.
В Католической Церкви приобретает определенное значение и национальность римского первосвященника. В ходе истории, за редкими исключениями, на престол Святого Петра всегда возводились итальянцы. Ситуация стала меняться в последние десятилетия, с избранием поляка Кароля Войтылы и немца Йозефа Ратцингера. Теперь набирает силу та партия, которая выступает за то, чтобы будущим Папой Римским снова стал итальянец. В Ватикане уже ходят слухи, что кандидатом-фаворитом на новый понтификат может быть недавно назначенный самим Бенедиктом на Миланскую кафедру бывший на протяжении многих лет Венецианским архиепископом кардинал Анджело Скола, который традиционно носит почетный титул «Венецианского Патриарха».
Сам факт этих обсуждений не вызывает удивления. При каждой консистории ватиканисты изучают новый состав Священной коллегии, подсчитывают, сколько лет тому или иному кардиналу и делают прогнозы о том, кто, возможно, будет стоять у кормила не всегда устойчивого корабля Церкви. Несмотря на усиление «итальянской партии», многие считают, что царствование «иностранного», то есть не-итальянского, Папы привносит в коридоры Ватикана свежую атмосферу большого мира, которая подобает организации, считающей себя в исконном смысле этого слова «католической», то есть «универсальной», «вселенской».
Получилось так, что две итальянские газеты, миланская Giornale и римская Messaggero, одновременно подняли вопрос о новом «чужестранном» Папе, который, возможно, сменит Бенедикта. Речь идет о так называемой американской версии, которая и в прошлом периодически возникала, но всегда отвергалась как нецелесообразная. Распространено убеждение, что никогда на папский престол не воссядет выходец из Соединенных Штатов, точно так же как из этой страны вряд ли будет избран генсек ООН. По той причине, что не может гражданин крупнейшей сверхдержавы стоять во главе «универсалистской», светской или духовной, организации. Это был бы излишек привилегированности, который заставил бы конспирологов сразу говорить о «мировом заговоре». В прошлом были чрезвычайно мощные и влиятельные американские кардиналы вроде Фрэнсиса Джозефа Спеллмана в 50-е годы прошлого века, но об их восхождении на ватиканский престол не могло быть и речи.
Теперь же обе процитированные газеты видят возможного кандидата на понтификат в лице Нью-йоркского архиепископа Тимоти Долана, который был возведен в кардинальский сан Папой Бенедиктом как раз на недавней консистории. Долан еще сравнительно молод, ему 62 года, специалист по вопросам так называемой новой евангелизации, и Messaggero характеризует его так: «Он проявляет боевой дух в защите основ веры, но в то же время скромен и готов вести диалог со всеми». Газета обращает внимание на то, что Папа поручил именно Долану выступить с проповедью перед Священной коллегией. Сам Понтифик публично поздравил его с удачной проповедью, не скупясь на похвалы. «Это был воодушевляющий, радостный и глубокий анализ», – сказал Папа о проповеди американского архиепископа.
Сейчас, с учетом новых назначений, в конклаве 30 итальянских выборщиков. В составе кардинальской коллегии 67 европейцев, 11 африканцев, 9 азиатов, один из Океании, 22 латиноамериканца и 15 выходцев из Северной Америки. Общее число выборщиков – 125 человек, то есть на пять человек превышает норму, предусмотренную для конклава, но уже в течение следующих месяцев некоторым кардиналам исполнится 80 лет, и поэтому им придется выбыть из числа выборщиков.
Кроме «куриальных» кардиналов, которые являются высшими чиновниками ватиканской администрации, есть и те, кто получил попечительство над церквами города Рима. Из рядов новых кардиналов выделяются поистине значительные личности, такие как, например, Гонконгский архиепископ Джон Дунхунь или упомянутый выше Тимоти Долан из США, но тем не менее среди них нет персон с мировой известностью.
Суждения, высказанные обозревателями после назначений Папы, были неоднозначными: кто-то критикует «непомерный» вес итальянцев и вообще европейцев в кардинальской коллегии, кто-то – недостаточное представительство Латинской Америки, где сегодня живут большинство католиков (есть только бразилец Жуан Браш ди Авиш). Предметом критики является и тот факт, что среди новых кардиналов нет ни одного представителя Восточной Европы.
Рим