Папа Римский Бенедикт XVI посетил Кипр. Католическая пресса оценила трехдневную (с 4 по 6 июня) поездку как довольно удачную. Впрочем, кипрские власти попытались использовать Папу в своей политической игре. Этого следовало ожидать. Еще в 2006 году бывший президент Кипра Тассос Пападопулос во время аудиенции у Бенедикта XVI демонстрировал ему альбом с фотографиями православных храмов, разрушенных турками или превращенных в магазины и рестораны, добиваясь от Понтифика осуждения «турецкой оккупации». Накануне нынешнего визита кипрский посол в Ватикане Джордж Пулидес в интервью порталу Terrasanta.net назвал «очевидным» желание Папы поддержать правительство греков-киприотов, а сам визит окрестил «решительным протестом против турецкого Севера». Действующий президент Кипра Димитрис Христофиас, беседуя с Понтификом, просил его поспособствовать объединению острова, не преминув перечислить при этом факты «турецкого варварства».
Однако Бенедикт XVI воздержался от откровенных политических высказываний, заявив лишь, что «истина, примирение и уважение должны стать основами для объединения и процветания острова». Пресс-секретарь кипрского правительства Стефанос Стефану сообщил журналистам, что Папа выразил озабоченность проблемой разрушения церквей турками, но, как пишет англоязычная газета Cyprus Mail, никакой конкретной помощи Ватикана Стефану не пообещал. Очевидно, не говорил об этом и сам Понтифик.
Турки-киприоты, в свою очередь, были огорчены тем, что Бенедикт XVI не посетил север острова, не встретился с ними, не ознакомился с их видением проблемы. Впрочем, как сообщает агентство Catholic News Service, в нейтральную зону в Никосии, где пребывал Папа, удалось попасть известному турецкому суфию – шейху Мехмету Назиму Адилю. Встреча Понтифика с 88-летним шейхом длилась, по данным ватиканской пресс-службы, всего три-четыре минуты. Папа и суфий обменялись памятными подарками, обещали молиться друг за друга и обнялись. О каких-либо политических акцентах беседы не сообщается.
Ватикан, организуя папский визит на Кипр, ставил перед собой две главные задачи. Во-первых, в ходе поездки должна была состояться презентация текста Instrumentum laboris – рабочего пособия ассамблеи Синода католических епископов по Ближнему Востоку (это произошло 6 июня). Во-вторых, предполагалось, что визит на Кипр станет демонстрацией значимости православно-католического диалога для Святого Престола. Бенедикт XVI впервые за пять лет своего понтификата посетил страну, большинство жителей которой православные.
В той мере, в какой это было возможно, такая демонстрация состоялась. Папа встречался с иерархами Кипрской Православной Церкви (КПЦ), участвовал в экуменическом богослужении в церкви Агиа Кириаки, называл Кипрскую Церковь «мостом между Востоком и Западом». Атмосферы «братства и единения» (как мог бы описать происходившее, например, ватиканский официоз) ничто не омрачило.
Между тем в преддверии визита Бенедикта XVI в среде православных киприотов активизировались противники Ватикана и православно-католического диалога. Их претензии к Папе не были однородными. Кто-то упрекал Понтифика в том, что тот «покрывает священников-педофилов», и требовал, чтобы генпрокурор┘ арестовал Папу прямо в аэропорту. Кто-то просто называл Бенедикта XVI «еретиком», общение с которым для православных «безблагодатно».
В частности, митрополит Лимассольский Афанасий открыто призывал Папу «не приезжать» на Кипр и «не провоцировать» православных киприотов. «Папа не принесет нам ничего хорошего, – цитировала слова Афанасия кипрская газета Phileleftheros. – До сих пор я не наблюдал никакого позитивного вмешательства Ватикана в решение наших национальных проблем».
Но Бенедикт XVI едва ли заметил это недовольство, маловыразительное на фоне радушного приема со стороны церковного священноначалия. Фото Reuters |
По данным прессы, пятеро епископов во главе с Афанасием намеревались бойкотировать все мероприятия с участием Папы. Главе КПЦ архиепископу Хризостому II пришлось выступить с жесткой критикой этой инициативы. Он напомнил «фронде», что решение о приглашении Бенедикта XVI принималось Синодом путем голосования и является обязательным для всех. Смутьянам он пригрозил исключением из состава Синода на год. В итоге торжественный обед с Понтификом не почтили своим присутствием митрополит Афанасий и митрополит Киренийский Павел. Пока неизвестно, будут ли к ним применены обещанные Хризостомом II санкции.
Недовольные визитом Папы организовали акции протеста, но их масштаб незначителен, а сам Понтифик едва ли их заметил. Кипрская полиция сделала все, чтобы не допустить эксцессов.
Несколько лет назад Хризостом II громко заявил о себе, предложив Кипр в качестве возможного места встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Он даже посетил Рим и Москву, и некоторые бойкие журналистские перья назвали действия главы КПЦ «челночной дипломатией». Сейчас Хризостом II вновь попытался привлечь внимание к Кипру как к некой площадке для диалога. Так или иначе, западные обозреватели сомневаются в том, что этим попыткам придали должное значение в Москве. Там скорее обратили внимание на то, что Бенедикт XVI согласился приехать в Украину в 2012 году, и эти планы не вызвали в Москве одобрения.