Римско-Католическая Церковь в последнее время подвергается атаке со стороны секуляристских сил во всем мире. По крайней мере так считают в Ватикане. Формированию подобных убеждений способствовали неутихающие скандалы вокруг сексуальных преступлений католических священников, которые были раскрыты во многих странах: в США, Германии, Мексике, Ирландии, Италии и т.д. Эти скандалы вызвали весьма острую реакцию со стороны СМИ и общественности. Критики не остановились и перед личными нападками на Папу Римского Бенедикта XVI, обвиняемого в том, что в бытность свою кардиналом и префектом Конгрегации по вероучению он якобы помалкивал насчет злодеяний священников.
Ощущение Ватикана, что он находится «под обстрелом», оживило полемику Понтифика с тем, что он считает главным пороком современной европейской цивилизации – «релятивизмом», то есть мировоззрением, согласно которому нет абсолютной истины, все по-своему правы и все религии более или менее равнозначны. Отметим, что для многих это – не порок, а, напротив, достижение современной цивилизации, которое они называют не «релятивизмом», а «толерантностью».
Как бы то ни было, но Папа Ратцингер решил более энергично противостоять секуляризму и релятивизму созданием нового ведомства, именуемого «Папским советом по новой евангелизации Запада». Ожидается, что об этом будет официально объявлено в ближайшее время. Руководителем Совета станет архиепископ Рино Физикелла, ныне ректор Папского Латеранского университета и председатель Папской «Академии в защиту жизни», координирующей борьбу против абортов. Совет по новой евангелизации будет заниматься не миссионерством в нехристианских странах (для этого есть Sacra Congregatio de Propaganda Fide), а «рехристианизацией» якобы теряющего (или уже потерявшего) веру Запада – Европы, Северной и Южной Америк, Австралии. Ратцингер вынашивает эти планы уже давно, начиная с того времени, когда он был кардиналом. В 2000 году он заявил: «Мы наблюдаем постепенный и тревожный процесс дехристианизации и потери основных человеческих ценностей. Поэтому, – продолжал будущий Папа, – кроме перманентной евангелизации, которая никогда не прерывалась и не должна прерываться, мы стремимся к новой евангелизации, способной прорваться в тот мир, который недоступен для классической евангелизации».
При этом многие опасаются, что совет станет лишь новой бюрократической структурой (Ратцингер в начале своего понтификата обещал, наоборот, упростить администрацию Курии), что он будет прежде всего организовывать никому не нужные съезды и конференции и часто вступать в конфликт с уже существующими пастырскими учреждениями отдельных епархий. Но решение уже принято, что подтверждают некоторые факты. Недавно итальянский католический еженедельник Famiglia cristiana совместно с епархией города Новары опубликовал результаты опроса об отношении молодого поколения к вере. Респондентами были люди в возрасте от 18 до 29 лет. По сравнению с аналогичным опросом, проведенным в 2004 году, ситуация заметно ухудшилась. Сегодня чуть более половины итальянской молодежи признает себя католиками, между тем как в 2004 году этот показатель достигал 67%. Минус 14% только за шесть лет! Но если уменьшается число убежденных католиков, все же не сокращается и количество тех, кто считает религию «очень важным фактором» современной жизни. В общей сложности около 80% респондентов проявляют интерес к «сакральному измерению», которое, однако, все меньше и меньше отождествляется с принадлежностью к той или иной религиозной группе. Имеется в виду скорее всего «независимая религиозность», в которой люди усматривают прежде всего психологическую опору в тяготах жизни. Опрошенные молодые люди проявили интерес к «общественным манифестациям» церковной жизни вроде участия в массовых мероприятиях, например, по случаю визитов Папы Римского. Создается впечатление, что в таких массовых собраниях молодые люди ищут прежде всего ощущение «чувства локтя», а не источник настоящего религиозного вдохновения. Доверие к Церкви тоже падает. Понятно, что это происходит среди неверующих, из которых только 2% проявляют доверие к Церкви, но не обнадеживает и тот же показатель для практикующих католиков, только 39% из которых полностью доверяют Церкви. Именно к этим массам «католиков наполовину», которых много не только в Италии, но и в других странах Запада, и обращена инициатива Бенедикта XVI по созданию Совета по новой евангелизации.
Будет эта инициатива способствовать сближению между Ватиканом и Московским Патриархатом? Приведет ли она к сотрудничеству или возникнет новый повод для соперничества? У Патриарха Кирилла сходные с Бенедиктом XVI взгляды на современное состояние христианства в развитых странах. Позиция Предстоятеля РПЦ, пожалуй, даже строже, чем у Римского первосвященника. Патриарх Кирилл предпочитает говорить о «либерализме», а не о «релятивизме», но смысл этих слов у обоих духовных лидеров схож. В июле 2009 года на встрече с учащимися и преподавателями Киевской духовной академии в Трапезном храме Киево-Печерской лавры Патриарх Кирилл заявил, что либеральная философия стирает различия между грехом и святостью, а это ведет к гибели современную цивилизацию. «Постмодернистская цивилизация так и представляет себе отношение между добром и злом: нет добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если нет различий между добром и злом, что это такое? А это – Апокалипсис...» – сказал глава РПЦ.
В апреле текущего года, выступая в Баку на встрече религиозных лидеров, Патриарх Кирилл призвал к созданию своего рода «большой двадцатки» религиозного мира, которая в тесном сотрудничестве с международными организациями содействовала бы общему признанию религиозных ценностей и традиций. Он положительно отозвался о программе ЮНЕСКО «Мир и диалог культур», в которой, подчеркнул Патриарх, в феврале этого года «приняли участие представители Русской Православной и Римско-Католической Церквей».
Наблюдаем ли мы сотрудничество между Римом и Москвой во имя защиты общих ценностей? Московская Патриархия высказывается на этот счет весьма осторожно. 7 июля 2009 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил, что во взаимоотношениях обеих Церквей «пока не появилось тех факторов, фактов или событий, которые можно было бы охарактеризовать как открытие новой страницы». Тем не менее митрополит Иларион упомянул о том, что «в современном мире, где христианство стоит перед очень серьезными вызовами (такими как вызов воинствующего секуляризма), у православных и католиков есть очень много общих задач. И мы должны понимать, что мы не соперники, а союзники». Возможно, эти слова свидетельствуют об определенной тенденции во взаимоотношениях Рима и Москвы.
Рим