Еще до Али Агджи на Папу готовили покушения "Красные бригады".
Фото Reuters
В Италии вышла еще одна книга о покойном Папе Иоанне Павле II. Автор не кто-нибудь, а польский священник Славомир Одер, исполняющий функции «постулатора» на процессе о беатификации почившего Понтифика: ему поручено собирать доказательства его святости. Соавтором книги является итальянский журналист Саверио Гаэта, редактор католического еженедельника Famiglia cristiana. Книга называется Perche e santo, что по-итальянски звучит двусмысленно: заголовок можно перевести «Потому что он святой» или «Почему он святой?». Но, вероятно, вернее первый вариант. Труд священника Славомира Одера основывается на тысячах документов и на показаниях 114 свидетелей, заслушанных в ходе процесса провозглашения Иоанна Павла II блаженным, имена которых, однако, сохраняются в тайне. Во всяком случае, работа патера Одера раскрывает некоторые до сих пор неизвестные сведения о личной, общественной и официальной церковной жизни этого спорного Папы.
Самая сенсационная новость заключается в том, что в 1981 году, незадолго до покушения на Понтифика турка Мехмета Али Агджи, был раскрыт план похищения Иоанна Павла II террористической леворадикальной организацией «Красные бригады», которая в том же году похитила и убила председателя итальянской Христианско-демократической партии, бывшего премьера Альдо Моро. План не был задействован благодаря вмешательству спецслужб, но операция была засекречена и до сих пор об этом никто ничего не знал. По поводу преступления Алим Агджи Славомир Одер рассказывает, что Иоанн Павел II спросил Михаила Горбачева во время его визита в Ватикан и польского лидера Войцеха Ярузельского во время визита Папы в Варшаву: обоснованна ли теория о болгарском следе в покушении на Понтифика? Горбачев отрицал, а Ярузельский привел слова, якобы ему сказанные коммунистическим руководителем Болгарии Тодором Живковым: «Вы что, думаете, мы с ума сошли?»
Другая неизвестная сторона личности покойного Папы заключается в его глубоком мистицизме и аскетизме. Одер приводит свидетельства ближайшего окружения Иоанна Павла II, согласно которым он регулярно занимался самобичеванием ради умерщвления плоти и покаяния. «В его шкафу, – пишет польский священник, – посреди ряс и мантий висела на вешалке плетка. Римский Понтифик использовал плеть для самобичевания и всегда брал ее с собой и в Кастельгандолфо», свою летнюю резиденцию под Римом. Папа Войтыла занимался самоистязанием и тогда, когда он еще был архиепископом Краковским, в Польше. Он глубоко верил в тайну страдания, которое считал средством духовного очищения. Поэтому он со смирением принимал многочисленные недуги, которые в разные периоды терзали его плоть, – от рака до болезни Паркинсона. Как рассказывает Славомир Одер, Иоанн Павел II часто спал на полу (что, между прочим, рассказывается и об одном из его предшественников – Пии XII). Такой образ жизни, пожалуй, может вызвать отчуждение у многих современников, далеких от понимания и традиций мистицизма. Недаром Иоанн Павел II любил говорить: «Все стараются понять меня извне, но меня можно понимать только изнутри». По рассказу Славомира Одера, глубокий мистицизм Иоанна Павла II выражался и тем, что он имел видения. В частности, он «проводил ночи в беседах с Иисусом», «чувствовал присутствие» Богородицы и «видел» итальянского народного чудотворца, монаха Пио да Пьетральчина, которого он сам возвел, как говорят католики, «на алтарь славы».
Но Войтыла всегда отвергал гипотезу ухода на покой по состоянию здоровья: «В Церкви, – говорил он, – нет места для бывшего Папы». Однако с течением времени он стал сознавать, что в преклонном возрасте болезни могли бы свести на нет его способности управлять Церковью. Поэтому (это тоже до сих пор неизвестная деталь) 15 февраля 1989 года он негласно направил кардиналам письмо, в котором предупреждал, что «готов уйти с поста в случае тяжелой болезни, которая могла бы помешать мне исполнять мой долг». Подобный документ написал в свое время, но не выполнил его и предшественник Войтылы – Папа Павел VI. Войтыла не действовал в спешке. Он поручил изучение вопроса с исторической и богословской точек зрения кардиналу Йозефу Ратцингеру, ставшему его преемником. Но Войтыла не определил, что он понимал под «тяжелой болезнью». «За исключением этой гипотезы, – писал он, – считаю серьезным долгом совести по-прежнему выполнять задачу, возложенную на меня Господом нашим Иисусом Христом, до тех пор пока Он, следуя тайным планам Своего Провидения, не призовет меня к Себе». Если бы Иоанн Павел II ушел на покой, то он был бы первым Папой, отказывающимся от престола, после Целестина V в 1294 году. Но на самом деле Войтыла поступил иначе и до последнего момента своей жизни остался у кормила Католической Церкви, считая, что это «самый лучший вариант».
В книге «постулатора» рассказывается и о другом письме, который Папа хотел направить выстрелившему в него Агдже. Однако окружение Понтифика этому воспротивилось, указывая на то, что террорист не раскаялся в содеянном и что была опасность, что он мог бы использовать папское послание в своих корыстных целях. Тем не менее Иоанн Павел II, еще находившийся в больнице после ранения, решил после выздоровления лично посетить Агджу в итальянской тюрьме и публично заявить о его прощении.
Рим