Несмотря на разногласия с еврейской общиной Италии, Понтифик посетил римскую синагогу, но обвинения против Пия XII в бездействии во время Холокоста отверг.
Фото Reuters
Минувший 2009 год принес много забот Папе Римскому Бенедикту XVI. Год начался c полемики вокруг принятия в общение с Римско-Католической Церковью схизматического Общества им. св. Пия Х, основателем которого был не признавший итоги Второго Ватиканского собора ныне покойный епископ Марсель Лефевр. А закончился год инцидентом в соборе св. Петра в Риме: психически больная 25-летняя женщина из Швейцарии, Сузанна Майоло, перепрыгнула через заграждения и сбила с ног Понтифика, когда он совершал процессию во время рождественской литургии. При этом упал и 82-летний кардинал Роже Эчегарай, в результате инцидента получивший перелом бедра.
Это был утомительный, сложный, противоречивый год, хотя в нем присутствовали и моменты радости и воодушевления, о чем Ратцингер благодарил Бога во время молебна Te Deum laudamus («Тебя хвалим»), прозвучавшего под сводами собора св. Петра в последний день года, когда Католическая Церковь прославляет святого Папу Сильвестра. К событиям, доставившим Бенедикту XVI ощущение глубокой личной радости, как он сам говорил, относится его молитва над Гробом Господним в мае, когда он посетил Иорданию, Израиль и палестинские территории. Триумфом был его визит в марте в столицу Камеруна Яунде, где его встретила толпа из многих сотен тысяч человек – крупнейшее скопление народа, когда-либо приветствовавшее Папу Римского во время его заграничных путешествий.
И все-таки минувший год принес Бенедикту XVI больше разочарований, ощущения того, что его не понимают или даже обманывают, злоупотребляя его доверием. 24 января 2009 года Бенедикт XVI объявил о снятии анафемы (отлучения от Церкви) с четырех епископов-лефевристов, желая достичь примирения с Обществом св. Пия X. Часть церковного мира, в том числе и некоторые члены Римской курии, более или менее открыто раскритиковали Папу за шаг, который определенным образом оправдывал непризнание лефевристами решений Второго Ватиканского Собора. Эта внутрицерковная критика сливалась с протестом общественности, особенно еврейской, против того, что среди епископов-лефевристов был и англичанин Ричард Уильямсон, допускавший антисемитские выпады и отрицающий истребление нацистами евреев в Третьем рейхе. Эти обвинения заставили Бенедикта XVI найти линию защиты, которую многие сочли не совсем адекватной: он, Папа, мол, ничего не знал об антисемитских взглядах Уильямсона, не был правильно информирован и т.д. Это объяснение прозвучало тем более неправдоподобно, потому что всего за несколько дней до снятия анафемы Уильямсон повторил свои взгляды в интервью шведскому телевидению.
Другой серьезный прокол произошел в марте, когда Понтифик совершал пастырский визит в Африку. Еще перед тем, как самолет Папы приземлился в аэропорту столицы Камеруна, в СМИ разразился скандал. Во время полета, разговаривая с журналистами о стратегии Церкви в борьбе против СПИДа, Бенедикт XVI заявил, что «нельзя решать проблему распределением презервативов, наоборот, они усугубляют проблему». Этим Понтифик подтвердил свою верность традиционному католическому учению, согласно которому единственная защита от СПИДа заключается в добрачном целомудрии и в супружеской верности в браке. Презервативы же, дескать, только поощряют распущенность и лишь создают видимость безопасности. Слова Бенедикта XVI вызвали критику во всем мире, в том числе и со стороны европейских правительств, включая правительство его родной Германии. Медийный шум вокруг высказываний Папы отодвинул на задний план пламенные выступления Бенедикта XVI против политики неоколониализма в Африке.
В июле, накануне сессии «Большой двадцатки», в разрушенном землетрясением итальянском городе Аквила Бенедикт XVI подписал свою новую социальную энциклику Caritas in veritate («Любовь в истине»), разоблачающую разнузданный, хищнический и бездушный капитализм, виновный в финансовом кризисе.
В октябре Ватикан обнародовал планы Папы создать в Католической Церкви специальные епископства для англикан – священников (в том числе и женатых), епископов и простых верующих, перешедших в католичество из-за несогласия с либеральной политикой своей Церкви, в частности – рукоположением женщин и гомосексуалистов в священный сан.
Что касается отношений с Русской Православной Церковью, то больших сдвигов не произошло. В январе Бенедикт XVI, конечно, поздравил нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с избранием на высокое служение и через год, в начале декабря, принял на аудиенции президента России Дмитрия Медведева. В ходе беседы была «дана высокая оценка диалогу между Россией и Ватиканом, а также диалогу Святого Престола с Русской Православной Церковью». До этого, в сентябре, с Папой встретился и архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С одной стороны, иерарх РПЦ отметил «важность совместного свидетельства православных и католиков о традиционных христианских ценностях перед лицом секулярного мира», то есть подчеркнул то, что объединяет обе Церкви. Но с другой – архиепископ Иларион намекнул на недовольство РПЦ тем, что, по ее ощущению, Бенедикт XVI уделяет слишком много внимания Константинопольскому Патриарху, рассматривая его чуть ли не как православного «Папу». Без обиняков, Иларион напомнил, что «в семье поместных православных церквей Патриарх Константинопольский обладает первенством чести, но его юрисдикция не распространяется за пределы Константинопольского Патриархата». Кроме того, Иларион еще раз пожаловался на неурядицы в Западной Украине, происходящие, по его мнению, по вине греко-католиков, и «указал на необходимость практических шагов для кардинального улучшения ситуации».
В декабре, как и ожидалось, Бенедикт XVI подписал декрет о беатификации своего предшественника Иоанна Павла II и, неожиданно, также Пия XII (в миру Эудженио Пачелли), которого многие обвиняют в бездействии и молчании перед лицом трагедии евреев во время Второй мировой войны. Отношения между Ватиканом и евреями снова осложнились, и даже зашла речь об отмене визита Папы в римскую синагогу. Однако синагогу Папа все-таки посетил в назначенный день, 17 января нового года. Ватикан попытался успокоить общественность, объяснив, что беатификация не является историческим суждением о Папе и что исторический спор остается открытым.
Рим