В Ирландии 1 января вступил в силу новый закон, устанавливающий денежный штраф за оскорбление чувств верующих. Скептики уже окрестили его ретроградным и средневековым. Атеисты опубликовали подборку цитат, авторов которых – а среди них Пророк Мухаммад, Иисус Христоc и Папа Бенедикт XVI – пришлось бы судить как «богохульников».
Ирландский министр юстиции Дермот Ахерн решил привести законодательство в соответствие с Конституцией страны. Конституция требует, чтобы «богохульство» (blasphemy) каралось по закону. Однако суды до сих пор этого не делали, потому что ни в Основном законе, ни в Диффамационном акте, принятом в 1961 году, не содержалось определения «богохульства». Диффамационный акт предписывал наказывать штрафом и тюремным заключением до 7 лет невесть за что. Теперь в документ внесена ясность.
«Богохульнику» придется выполнить три условия, чтобы считаться таковым «по праву». Во-первых, он должен публично высказать нечто оскорбительное о той или иной религиозной святыне (христианской, исламской, иудейской – любой). Во-вторых, на него должны обидеться не два католика или три мусульманина, а «значительное число последователей той или иной религии». Наконец, в-третьих, оскорбление должно быть преднамеренным.
Кроме того, за оскорбление чувств верующих нельзя будет сесть в тюрьму. Максимальное наказание, установленное законом, – штраф 25 тыс. евро. Дермот Ахерн считает, что ему удалось смягчить, а не ужесточить действующее законодательство.
Еще в мае 2009 года, когда было принято решение внести поправки в Диффамационный акт, министр юстиции написал статью для газеты Irish Times. Он постарался изложить свою позицию так, чтобы читателю стало ясно: это лучшее, что можно было сделать. Альтернативой было бы изменение Конституции через референдум, а проводить референдум – «дорого и неоправданно».
Сам того не желая, Дермот Ахерн обрисовал Конституцию как некого кровожадного молоха, который достался ирландцам в наследство от «темных» предков, с которым ничего нельзя поделать и от которого придется откупаться «малой кровью» тех, кого суд даже при столь либеральном законе об оскорблении религиозных чувств признает «богохульниками».
Министр сразу же подвергся критике – как процедурной, так и концептуальной. Журналист Пэдрейг Риди на страницах газеты Guardian выступил за референдум по Конституции, совмещенный с повторным референдумом по Лиссабонскому договору. Риди также отметил, что до сих пор ни одна религиозная организация не добивалась судов над «богохульниками», поэтому инициатива Ахерна совершенно бессмысленна и не отвечает ничьим запросам.
В то же время газета Irish Examiner напомнила, что в декабре 2008 года Генассамблея ООН приняла резолюцию о борьбе с «диффамацией религии». Ирландия, как и другие страны ЕС, голосовала тогда против документа. Министр иностранных дел Ирландии Майкл Мартин объяснил это тем, что сама идея «диффамации религии» противоречит принципу продвижения и защиты прав человека и может быть использована как оправдание для ограничения свободы слова.
«Что изменилось в позиции нашего государства за несколько месяцев, если один министр противоречит другому? – задавалась вопросом газета. – Цена, которую мы платим за то, что живем в толерантном, относительно мирном, открытом и более или менее гармоничном обществе, заключается в том, что наши убеждения могут быть оспорены, а подчас и просто осмеяны. Мы можем реагировать на это или нет, понимая, что наша боль – следствие нашего свободного выбора».
Речь, таким образом, шла уже не о специфическом ирландском казусе, а об универсальных принципах, которых то или иное государство придерживается или не придерживается. Обсуждение уже не ограничивалось рамками ирландских и британских газет. После того как новый закон вступил в силу, американское издание Washington Post организовало на своем веб-сайте широкую дискуссию об оскорблении религиозных чувств и наказании за оное.
Раввин Брэд Хиршфелд, в частности, обратил внимание на то, что у истоков всех трех авраамических религий стояло┘ оскорбление чувств верующих. Единобожие Авраама или Мухаммада оскорбляло чувства язычников, а проповедь Иисуса – фарисеев. Хиршфелд недоумевает, почему против нового ирландского закона открыто и последовательно выступают только атеисты. Интересы верующих он ущемляет ничуть не меньше, ведь они также лишаются возможности свободно высказываться о своей вере, задевая тем самым чувства представителей других религий. Пока верующие молчат, считает раввин, атеисты вправе относиться к ним с подозрением, видеть в них мракобесов.
«Кто из нас верит в то, что каждое воскресенье люди буквально едят тело и пьют кровь Иисуса Христа, что ангел помог Джозефу Смиту перевести египетские иероглифы на английский, что архангел Гавриил даровал Коран Мухаммаду? – задается вопросом президент Американской секулярной коалиции Херб Сильверман. – Кто-то может верить в одну из этих историй, но не в три одновременно!»
«Подобные законы противоречат сути христианства, – резюмирует англиканский епископ и известный библеист Николас Райт. – Ведь Иисус не защищал себя и велел своему ученику убрать меч, когда Христа пришли арестовать. Он разрешил себя унизить, избить, замучить, высмеять, распять. Кто мы такие, чтобы Его защищать?!»
«Увязнув в скандалах со священниками-педофилами, Католическая Церковь в Ирландии оскорбила себя так, как не мог бы оскорбить ее никакой атеист», – утверждает религиовед Мэтью Шмальц. Ему вторит ирландская журналистка Лиза Деррик в своем блоге La Figa: «Первые, кого следовало бы оштрафовать за оскорбление чувств верующих, – это те, кто использовал Церковь в качестве щита и совершал преступления против детей и паствы».
И действительно. Можно спорить о механизме принятия решения, о его обоснованности, о соблюденных и не соблюденных принципах, но одно совершенно очевидно: закон вступил в силу очень не вовремя. С тех пор как Дермот Ахерн объявил о своем «соломоновом решении», Католическая Церковь в Ирландии не знала, как ей избавиться от повышенного внимания со стороны общественности. Два доклада независимых комиссий о сотнях случаев насилия над детьми в приходах и приютах, колоссальные суммы ожидаемых выплат семьям жертв, четверо отправленных в отставку епископов, извинения иерархов, грядущее письмо Папы Римского к ирландской пастве. Церковь дискредитирована. Критика Церкви в публичном пространстве будет усиливаться и ужесточаться.
Церковь могла бы это стерпеть. С точки зрения имиджа такое смирение было бы правильным. Но государство дает ей в руки оружие борьбы с критиками, и соблазн воспользоваться им будет очень велик.