0
1236
Газета События Интернет-версия

09.12.2009 00:00:00

Европу пугают минареты

Джованни Бенси

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский политолог и журналист.

Тэги: швейцария, мусульмане, минарет


швейцария, мусульмане, минарет Швейцарская народная партия заявляет о необходимости противостоять "ползучей исламизации" Европы.
Фото Reuters

Кто боится минаретов? Кажется, многие, по крайней мере в Швейцарии, где 57,5% избирателей проголосовали на референдуме за внесение в Конституцию поправки, запрещающей строительство этих пристраиваемых к мечетям «молитвенных башен». Уже существующие в Швейцарии четыре минарета не будут снесены. Волеизъявление состоялось по инициативе Швейцарской народной партии, придерживающейся националистических и ксенофобских взглядов. Для проведения референдума были названы два мотива: первый – минареты не вписываются в традиционный ландшафт Швейцарии с ее заснеженными горами и живописными поселками, в которых так миловидно выделяются церквушки в южногерманском стиле с луковкой на колокольне. Второй мотив – противостояние агрессивному исламизму, который стремится навязать Европе свои правила и может в конечном итоге привести к «ползучей исламизации» континента. Иными словами, мусульманам хотели напомнить, что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Тем не менее благодаря потоку иммигрантов ислам уже стал второй религией Швейцарии после христианства: в стране с населением в 7 млн. человек насчитывается около 400 тыс. мусульман, почти две трети из которых – турки.

Как в самой Швейцарии, так и за ее пределами итоги референдума вызвали критику. Министр юстиции центрального правительства в Берне Эвелин Видмер-Шлумпф поспешила уточнить, что «речь идет не о голосовании против исламской религии, а против минаретов как зданий». «В Швейцарии, – продолжила министр, – уважают свободу вероисповедания, это основополагающая ценность, но, разумеется, результат этого референдума не положительный сигнал». Госпожа Видмер-Шлупф опасается даже мер возмездия со стороны мусульманских стран, например – в экономической области. «Я действительно боюсь, – сказала министр, – что этот результат не пройдет даром для швейцарского экспорта и туризма». И напомнила, что «в последнее время число туристов, приезжающих из стран Персидского залива в Швейцарию, увеличивалось на 15% в год». Сейчас эта тенденция может обратиться вспять.

Хотя обозреватели призывают уважать народную волю, многие обращают внимание на ее теневую сторону. Швейцарский референдум, отмечают и ООН, и Европейский союз, и Организация Исламская Конференция, отдает дискриминацией и может привести к ответному усилению экстремизма.

Проблема сосуществования между христианами и мусульманами существует во всех развитых странах Европы и Северной Америки. Но она приобрела особенную остроту в Италии. Причин для этого много: во-первых, Италия – единственная страна Запада, в которой правительственная коалиция включает откровенно ксенофобскую партию – «Лигу Севера», решающим образом повлиявшую на принятие суровых законов против иммигрантов. Лидеры этой партии с энтузиазмом восприняли итоги швейцарского референдума. В порыве воодушевления один из них, замминистра инфраструктур Роберто Кастелли, предложил включить в итальянский флаг крест, не столько как символ христианства, сколько как своего рода «кукиш» мусульманам, «врагам западной цивилизации». Это предложение вызвало преимущественно отрицательную реакцию. Напротив, председатель Палаты депутатов парламента Джанфранко Фини (представитель другой партии коалиции – «Народа свободы») отметил, что референдум в Швейцарии прошел «под знаком страха», став таким образом «желанным подарком для самого крайнего экстремизма».

Вторая причина остроты исламского вопроса в Италии – это известная традиция части интеллигенции, представителем которой была ныне покойная писательница Ориана Фаллачи, в своей книге «Гнев и гордость» заклеймившая ислам как религию варварства, насилия и нетерпимости. Эта книга стала своеобразной «библией» для «Лиги Севера». И, наконец, третьей причиной является присутствие на итальянской территории Ватикана резиденции Папы Римского и центра мирового католицизма. Церковь выступает за свободу совести и стремится сохранить добрососедские отношения с исламом. Она не заинтересована в религиозных войнах и тем более в «столкновении цивилизаций» по Хантингтону. Это объясняется тем, что Ватикан в отличие от многих итальянских политиков сознает необратимость миграционных процессов, происходящих в мире, и реалистически воспринимает тот факт, что значительная часть мигрантов – выходцы именно из мусульманских стран. Кроме того, Церковь озабочена судьбой христианских общин, существующих в мусульманских странах, особенно на Ближнем Востоке. Церкви не нужны ни новые крестовые походы, ни новые войны Рима и Карфагена.

Вот почему реакция Католической Церкви на референдум о минаретах была отрицательной. Конференция католических епископов Швейцарии оценила этот референдум как очередную попытку исключить религию из общественной жизни Европы. «Нет» минаретам, – говорится в заявлении Конференции, – означает также «нет» важной роли религии в обществе и ударяет по всем религиозным общинам». Тут же приводится интересное сравнение: «Недавнее решение Европейского суда по правам человека против присутствия распятий в классных комнатах государственной школы в Италии другой пример давления, оказываемого на религию». По мнению швейцарских епископов, запрет на строительство минаретов – «препятствие на пути интеграции и межрелигиозного диалога при взаимном уважении».

Ватиканская газета Osservatore romano также опубликовала комментарий под заголовком: «Минареты как распятия». Швейцарский референдум, пишет газета, «сильный удар по религиозной свободе и интеграции» мигрантов. Схожую позицию занял кардинал Жан-Луи Торан, председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу. «Вопрос о минаретах, – заявил он, – ставит в первую очередь проблему свободы религии, которая предполагает свободу культа, следовательно – свободу исповедовать свою веру в частном порядке или публично, значит – свободу иметь свои собственные культовые здания».

Председатель синодального Отдела по взаимоотношению Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил российскому телевидению: «Я не уверен, что решение о запрете на строительство минаретов было правильным. Я убежден в том, что люди, исповедующие свою веру, должны иметь полное право на то, чтобы символы этой веры присутствовали везде, где люди живут и действуют, то есть... в публичном пространстве».

В России в отличие от Западной Европы существует многовековая традиция добрососедства христиан и мусульман. Казалось бы, здесь лучшие возможности интеграции представителей народа, исповедующих ислам. Но тем не менее мы часто слышим об эпизодах насилия, жертвами которых становятся таджики, узбеки, кавказцы и другие выходцы из мусульманских регионов. Очевидно, человеческая психология очень сложна и человеку нужно много времени и усилий для того, чтобы привыкнуть к соседству людей иной веры и культуры.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
617
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2337
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1550
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1178

Другие новости