В хрущевские времена в СССР создавались народные дружины, которые должны были помогать милиции в борьбе с хулиганами и уличной преступностью. Идея создания таких дружин перекочевала и в постсоветский период, а ее поборницей выступила Русская Православная Церковь в лице протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Он предложил организовать в России православные дружины для поддержания порядка на улицах, в том числе для защиты храмов от воров. Его призыву вняли, и в конце прошлого года первые православные дружины вышли на улицы Москвы и других российских городов.
Идеей формировать дружины из гражданских лиц, патрулирующих улицы, слегка одержимы и в Италии. Однако здесь видные представители Римско-Католической Церкви не только не поддерживают эту идею, но, напротив, ее осуждают. На Апеннинском полуострове живет огромное множество иммигрантов, часто нелегальных, из самых разных стран мира. Наибольшие по численности группы – это румыны, албанцы и марокканцы. В течение последних месяцев по стране прокатилась волна преступлений на сексуальной почве, виновниками которых были иностранцы, прежде всего румыны. Хотя подобные преступления совершают и итальянцы, обыватель с легкой руки некоторых СМИ и политических партий начал сочетать слова «румын» и «насильник». Были попытки самосуда над арестованными преступниками из Румынии. В правительстве Сильвио Берлускони есть открыто ксенофобская партия, называемая «Лига Севера», которая вполне сравнима по своему отношению к иностранцам с российским ДПНИ (которое, однако, в правительстве не состоит). К этой партии принадлежит министр внутренних дел Роберто Марони, который на пресс-конференции заявил, что с иммигрантами-нелегалами следует поступать жестоко. Под лозунгом жестокости законопроект об иммиграции принят Палатой депутатов римского парламента. В ближайшее время его должны обсудить в Сенате. Между прочим, он предусматривает создание народных дружин для поддержания порядка на улицах итальянских городов и обязывает врачей информировать в правоохранительные органы о тех нелегалах, которые обращаются к ним за лечением. К чести врачей, надо отметить, что они единодушно отвергли как противоречащие профессиональной этике попытки превратить их в информаторов полиции.
Относительно дружин в законопроекте говорится, что они должны состоять из бывших сотрудников органов по охране порядка, зарегистрированных в мэрии по месту жительства. Они не могут носить оружие и обязаны действовать в тесном сотрудничестве с полицией. Несмотря на то что эта модель содержит больше гарантий законности, чем российская модель, некоторые католические иерархи встретили ее в штыки. Авторитетный представитель Ватикана, архиепископ Агостино Маркетто, секретарь Папского совета по пастырскому попечению о мигрантах и путешествующих, заявил, что создание дружин для поддержания порядка «представляет собой отказ от принципа правового государства». Ведь демократический правопорядок зиждется на принципе государственной монополии на применение силы и исключает самодеятельность в вопросах правосудия. Охрана порядка, настаивает монсеньор Маркетто, «есть всегда задача законной власти». По его мнению, «существует опасность, что дружины развяжут неконтролируемую охоту на иммигрантов, подпитывая обстановку нетерпимости, которая глубоко тревожит Ватикан». И далее: «Дать гражданам возможность внести вклад в повышение уровня безопасности в их городах – это хорошо, но если это создает климат криминализации мигрантов, то Церковь не может с этим согласиться». Архиепископ осудил и норму, вменяющую врачам обязанность доносить на нелегалов. И не только по моральным соображениям. «Если мигрантами-нелегалами завладеет страх перед врачами, – заявил монсеньор Маркетто, – то они потеряют к ним доверие и, не зная своих прав, могут предпочесть вообще не лечиться или станут обращаться к параллельным неавторизованным структурам», создаваемым, например, мафией. По мнению архиепископа, «криминализировать нелегальную миграцию и рассматривать ее как уголовное преступление – означает не признавать право на эмиграцию», охраняемое Декларацией прав человека и защищаемое социальной доктриной Церкви».
Впрочем, несколько дней спустя после этих заявлений официальный Ватикан отчасти пошел на попятную. Пресс-секретарь Святого Престола, иезуит Федерико Ломбарди, не называя прямо епископа Маркетто, уточнил, что официальным мнением Ватикана является только то, что объявляется в официальных документах. Высказывания же отдельных представителей Римско-Католической Церкви следует считать их личным мнением. «Святой Престол через свои официальные органы выражает свое уважение к гражданским властям, чьим правом и обязанностью является забота о всеобщем благе», – подчеркнул монсеньор Ломбарди.
Рим