Епископ Ричард Уильямсон немало потрудился на ниве отрицания Холокоста.
Фото Reuters
Папа Римский Бенедикт XVI отменил решение своего предшественника об отлучении от Церкви четырех епископов Общества св. Пия X – Бернара Фелле, Бернара Тиссье де Маллере, Ричарда Уильямсона и Альфонсо де Галарреты. Все они были посвящены в этот сан в 1988 году без необходимой санкции Понтифика архиепископом-традиционалистом Марселем Лефевром. Декрет о снятии отлучения был опубликован 24 января Конгрегацией по делам епископов. Это вовсе не означает, что опальная четверка полностью прощена: Святой престол по-прежнему запрещает им рукополагать священников и учреждать приходы. Тем не менее Ватикан протянул лефевристам руку.
Общество св. Пия X сегодня – международная структура с центром в швейцарском Эконе, с общинами в 60 странах, 500 священниками и 200 семинаристами. В Ватикане ожидают, что лефевристы теперь пойдут ему навстречу и постепенно примут нововведения II Ватиканского Собора (например, экуменизм и межрелигиозный диалог).
Итальянский ватиканист Сандро Магистер из газеты L’Espresso отмечает в своем блоге, что новый декрет – это уже четвертый «жест доброй воли» Бенедикта XVI, рассчитанный на лефевристов. 29 августа 2005 года Папа принял главу Общества св. Пия X Бернара Фелле. 22 декабря 2005 года он, обращаясь к Римской курии, заявил, что II Ватиканский Собор не стоит воспринимать как разрыв с католической традицией (которая так дорога последователям Марселя Лефевра). Наконец, 7 июля 2007 года своим motu proprio Папа де-факто восстановил в правах старую мессу. Однако лефевристы, подчеркивает Магистер, никак на это не ответили. Папа с достойным лучшего применения упорством шагает им навстречу, а они стоят на месте┘
Однако это еще полбеды. Настоящая беда – это то, что снятие отлучения с епископов-традиционалистов уже спровоцировало самый настоящий скандал. Оно всерьез угрожает иудео-католическому диалогу. В чем же дело?
А дело в том, что Ричард Уильямсон, один из частично реабилитированных епископов, немало потрудился на ниве┘ отрицания Холокоста. В ноябре 2008 года он дал интервью шведскому телевидению, в котором утверждал, что газовые камеры в нацистских концлагерях использовались для дезинфекции, а гитлеровцы уничтожили «всего» 300 тысяч, а не 6 миллионов евреев. В конце 80-х Уильямсон распространял в Канаде сочинения отрицателя Холокоста Эрнста Зунделя. В 1991 году епископ публиковал антисемитские послания, а на рубеже столетий утверждал подлинность «Протоколов сионских мудрецов».
Слова и дела Ричарда Уильямсона хорошо известны в еврейской среде, поэтому скандал был неизбежен. Ватикан спохватился – но было уже поздно. Израильские раввины опубликовали открытое письмо, в котором дальнейший диалог с Ватиканом назван весьма затруднительным. Бенедикт XVI в своей проповеди 28 января скорбел о жертвах Холокоста. Бернар Фелле запретил епископу Ричардсону публично высказываться на темы политики и истории. Сам Ричардсон в коротком письме Папе извинился за «причиненные неудобства». Пока эти шаги не принесли ожидаемого результата.
Вдруг выяснилось, что Уильямсон – не единственная «черная овца» среди лефевристов. Итальянский священник Общества св. Пия X Флориано Абрамович в интервью газете La Tribuna de Treviso, по сути, повторил ревизионистские тезисы канадского епископа. При этом Абрамович (еврей по отцу) не считает, что отрицать Холокост означает быть антисемитом.
В своей еженедельной колонке в издании National Catholic Reporter действия Святого престола подверг содержательной критике известный ватиканист Джон Аллен. Он считает, что у Ватикана вообще отсутствует четкая стратегия внешних связей, а пиар при Бенедикте XVI хромает на обе ноги. Нынешняя ситуация – это новое проявление «регенсбургского синдрома»: сначала Папа произносит или делает нечто вызывающее, затем в Ватикане все удивляются «неожиданному» резонансу, а потом долго пытаются загладить конфликт. Скандал с лефевристами можно было предвидеть и смягчить, но этого сделано не было.
Джон Аллен считает, что еще до публикации декрета Конгрегации по делам епископов Ватикан должен был четко и ясно заявить, что снятие отлучения с епископов-лефевристов вовсе не означает, что Ватикан разделяет их личные взгляды (в частности, взгляды Уильямсона). Следовало обозначить приверженность диалогу с иудеями и недвусмысленно осудить антисемитизм. Следовало подчеркнуть, что снятие отлучения – некий аванс в надежде на признание лефевристами межрелигиозного диалога.
Иоанн Павел II был упрям и двигался вперед, отсекая все «лишнее» как слева, так и справа. При этом многим он почему-то запомнился как «прогрессист», дипломат и подвижник межрелигиозного диалога. Бенедикт XVI столь же строг с «левыми», сколь милостив к «правым». Это не приносит ему никаких дивидендов, кроме имиджа ретрограда. Нынешнее состояние ватиканской дипломатии можно обозначить как «катастрофическое». Пока это самые очевидные итоги без малого четырехлетнего понтификата Йозефа Ратцингера.