Папа Римский тепло принял Верховного муфтия Боснии и Герцеговины Мустафу Церича.
Фото Reuters
В Риме с 4 по 6 ноября прошел католическо-мусульманский форум, посвященный весьма общей теме: «Любовь к Богу – любовь к ближнему». В конференции участвовали по 29 представителей каждой из обеих религий. Ислам был представлен всеми своими направлениями, в первую очередь главными – суннитами и шиитами. Католическую делегацию возглавлял председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан, мусульманскую – Верховный муфтий Боснии и Герцеговины, рейс-уль-улема Мустафа Церич.
Бенедикт XVI выступил перед делегациями с основополагающей речью. Тем самым он решил исправить недоразумение, которое возникло после его же лекции в сентябре 2006 года в университете немецкого города Регенсбург. Тогда Папа процитировал средневековый текст о диспуте между персидским шахом и христианским богословом. Из слов последнего, выраженных, правда, в вопросительной форме, вытекало, что насилие принадлежит к самой сути ислама. Это вызвало волну возмущения в исламском мире, после чего 138 мусульманских богословов (улемов) написали Папе письмо с предложением сесть за круглый стол и совместно обсудить то, что сближает и объединяет обе религии.
На этот раз Бенедикт XVI высказался мягче: «Основные права человека должны защищаться везде и для всех людей. Политические и религиозные лидеры обязаны обеспечивать соблюдение этих прав при полном уважении свободы совести и вероисповедания». С Папой согласен и один из наиболее известных представителей европейской исламской интеллигенции – Тарик Рамадан, проживающий в Швейцарии внук основателя организации «Братья-мусульмане» Хасана аль-Банны. Тарик Рамадан - довольно спорная фигура, особенно из-за его резкой критики политики Израиля. Но на этот раз он призвал к благоразумию в отношениях между христианами и мусульманами. Он признал, что преследуемые христианские меньшинства есть во многих (но не всех) мусульманских странах. Перед лицом этого факта, как подчеркнул Рамадан, «надо выдвигать на передний план принцип, что убивать – всегда преступление. Дело не во взаимности, это универсальный принцип».
На чем нужно основывать общность действий представителей таких столь разнородных религий, как христианство и ислам? Бенедикт XVI считает, что, «только признав центральное положение личности и достоинства каждого человеческого существа, уважая и защищая жизнь, мы можем найти общую почву для строительства более братского мира». С католической стороны прозвучал призыв к мусульманам не рассматривать христиан в мусульманских странах только как «зимми» («терпимые», или «покровительствуемые», иноверцы), а в полной мере как «ахл уль-китаб» («народ Книги»). Во время форума прозвучало предложение создать постоянный координационный орган и провести аналогичную встречу в будущем году в одной из мусульманских стран. Однако проведение постоянного диалога затрудняется тем, что в исламе нет единого руководящего центра, решения которого являются обязательными для всех мусульман.
Рим