Католическое информагентство Zenit сообщило 14 ноября, что Ватикан и Израиль решили «замять» скандал вокруг Папы Пия XII. На иудео-католической конференции в Будапеште была принята специальная декларация, в которой есть такие слова: «О разногласиях, время от времени возникающих между нами, надлежит говорить в духе взаимного уважения и ни в коем случае не использовать язык, усиливающий напряжение».
Однако для того, чтобы действительно урегулировать конфликт («НГР» подробно писали о нем в предыдущем номере), недостаточно слов и деклараций. С обеих сторон нужны конкретные шаги – а именно два конкретных шага. Израильтяне должны убрать из экспозиции музея «Яд ва-Шем» в Иерусалиме скандальную надпись, вменяющую в вину Пию XII преступления Холокоста. Ватикан, в свою очередь, должен заморозить процесс беатификации этого Понтифика.
После того как 30 октября Папа Римский Бенедикт XVI принял на аудиенции представителей Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям, в СМИ заговорили, что Святой Престол действительно «притормозит» беатификацию. Иудеи попросили Понтифика предоставлять для независимой экспертизы материалы из ватиканских архивов прежде, чем принимать далеко идущие решения, касающиеся деятелей времен Второй мировой войны. Иудеям нужны доказательства того, что Пий XII активно осуждал Холокост и делал все, что было в его силах, чтобы помочь евреям.
Вскоре пресс-секретарь Ватикана священник Федерико Ломбарди сообщил, что Святой Престол уже проводит каталогизацию архивных документов времен понтификата Пия XII (1939–1958 годы). Речь идет о
15 430 папках и 2500 досье. Это долгая и сложная работа. Она займет от 6 до 7 лет, и лишь тогда исследователи смогут изучить документы.
Однако слова Ломбарди вовсе не означают, что Ватикан пошел навстречу просьбам Израиля. Святой Престол периодически со времен Папы Льва XIII открывает свои архивы – и сейчас просто-напросто настало время документов, связанных с Пием XII. Кроме того, Ломбарди ни слова не сказал о том, что Ватикан готов ждать результатов независимой экспертизы и на ее основании принимать какие-то решения.
Как сообщают пресс-служба Ватикана и информированные источники, на столе у Бенедикта XVI лежит своего рода «характеристика» на Пия XII. Это результат предварительного изучения биографии Понтифика, проведенного Конгрегацией по делам святых. Одного росчерка папского пера на бумаге будет достаточно, чтобы запустить процесс беатификации.
Иерусалимский раввин Давид Розен, встречавшийся с Бенедиктом XVI в Риме, сообщил прессе, что Папа «всерьез рассматривает вопрос о беатификации Пия XII».
В начале ноября госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне заверил журналистов, что «дело Пия XII» находится в работе и «продвигается успешно». По словам Бертоне, не за горами обнаружение свидетельства о чуде, совершенном благодаря заступничеству покойного Папы. Чудо необходимо для причисления Пия XII к лику блаженных.
В 50-ю годовщину смерти Пия XII Ватикан организовал масштабную PR-кампанию этого Понтифика. На недавней конференции в Риме, например, можно было услышать, что Пий XII любил музыку и спорт (читайте: был человеком прогрессивных взглядов). Сам Бенедикт XVI на той же конференции заявил, что Папа Пий – чуть ли не главный вдохновитель II Ватиканского Собора (1962–1965). Дело в том, что в документах Собора – более тысячи отсылок к его текстам. Имя Пия XII упоминается в соборных документах более 200 раз.
Похоже, для Бенедикта XVI беатификация Пия XII – дело чести. Между тем израильская пресса продолжает «перемывать кости» этой спорной исторической фигуре. Скандальную надпись в «Яд ва-Шем» никто не намеревается убирать – во всяком случае, пока Ватикан не докажет, что Понтифик «открыто» выступал против Холокоста. В этой ситуации Бенедикт XVI принципиально не поедет в Израиль (хотя и давно собирается). Все остаются при своих взглядах, ничего не меняется, ничего не улучшается, миролюбивые декларации бессмысленны и пусты.
Скандал вокруг личности Пия XII наводит на грустные размышления. Ведь именно религиозные организации с завидной регулярностью претендуют на роль посредников в международных конфликтах, призывая политиков к сдержанности, мудрости и поиску компромисса. При этом сами они демонстрируют полное нежелание и неспособность идти друг другу на уступки, даже когда речь не идет о принципиальных вещах.