Массовые облавы на призывников устроили в минувшие выходные военные и милиционеры Москвы и Санкт-Петербурга. Правозащитники утверждают, что силовики устраивают подобные мероприятия ежегодно, заполняя существующие пробелы людьми с улицы. Единственным «новшеством», которое ввели военные в этом году, стал насильственный призыв активистов оппозиционных движений.
Официально осенний призыв в армию заканчивается 31 декабря, однако, видимо, на скорую руку латая бреши по недобору, на улицы крупных городов были выведены совместные патрули военных и милиционеров. Корреспондент «НГ» столкнулся с таким патрулем в минувшее воскресенье по дороге на работу. На улице Мясницкая к нему подошли трое мужчин в военной форме и, не представившись, потребовали в приказном тоне предъявить военный билет и паспорт. Узнав, что таковых в наличии не имеется, они предложили пройти в ближайшее отделение милиции для выяснения личности. На вопрос, на каком основании военные останавливают гражданское лицо, старший из них в звании сержанта сослался на некий приказ, но назвать, кто его отдал, отказался. Увидев же журналистское удостоверение, военный сказал, что произошла ошибка, и извинился. После чего продолжил «прочесывать» улицу, останавливая по пути молодых людей.
В ГУВД Москвы не отрицают возможности проведения облав, однако отмечают, что проводятся они скорее по инициативе военкоматов. «Официально никаких приказов по таким мероприятиям нет, все идет на уровне договоренности между милицией и военными, – рассказал «НГ» высокопоставленный источник в столичном ГУВД. – Механизм такой: у военкоматов есть списки уклонистов, с ним они идут по домам, при этом, естественно, привлекают участковых милиционеров, так сказать, для безопасности». По словам источника, проводить подобные мероприятия на улицах и в метро милиционеры и сотрудники военкоматов не должны, однако случаи имеют место. «Волна массовых уличных облав была несколько лет назад, однако по последним призывам я не слышал, чтобы были такие случаи, – рассказал он. – Но скорее всего есть и исключения, и такие «доборы» уклонистов проводятся».
По словам правозащитников, подобные методы практикуются ежегодно. По мнению председателя общественной организации «Солдатские матери Петербурга» Эллы Поляковой такими насильственными акциями военные еще больше отбивают желание у молодежи служить в армии. «Они захватывают молодых людей под формулировкой «недобор», которого не было бы, если бы они не запугивали подобными действиями общественность, – рассказала она «НГ». – По моему мнению, хороших солдат из таких призывников не получится». Также она рассказала, что за последний месяц к ним обратилось огромное количество людей: «Среди них и студенты, и граждане других государств, и даже учащийся 11-го класса. Из более чем десяти человек удалось вытащить только троих. Разбираться в ситуации по школьнику, который, кстати, уже находится в ракетных войсках, предстоит суду».
Правозащитники также отметили, что в этом году появилась новая тенденция – забирать в армию чрезмерно активных молодых оппозиционеров. Ярким примером подобных случаев стал призыв координатора оппозиционного движения «Оборона» Олега Козловского. Как рассказала «НГ» председатель Московского отделения Хельсинкской группы Людмила Алексеева, молодого человека забрали в четверг утром накануне митинга против фальсификаций на прошедших думских выборах. «Олега выловили на улице и доставили в военкомат, где сразу же освидетельствовали на медкомиссии и отправили в расположение части под Рязанью, – рассказала Людмила Алексеева. – Теперь мы пытаемся собрать документы о том, что Козловский не должен служить в армии, по крайней мере как рядовой, так как он является офицером запаса». По ее словам, случай с отправлением в армию оппозиционеров уже не первый. «Если раньше неугодных отправляли в дурдомы и тюрьмы, то теперь молодых людей будут отправлять в армию», – закончила она.