Из нефтепровода, соединяющего польские города Влоцлавек и Чехочинек (центральная Польша) в реку Висла произошла утечка значительного количества нефти, и на воде образовалось пятно протяженностью 20 км, сообщила в понедельник газета "Речь Посполита". Вероятной причиной утечки, произошедшей накануне, в воскресенье, стала пробоина в одной из секций нефтепровода", - сообщил журналистам представитель государственного нефтяного оператора ПЕРН Кшиштоф Залевский. Речь идет о проложенном под дном реки трубопроводе, по которому нефть следует от нефтеперерабатывающего завода в Плоцке до хранилищ, расположенных от него примерно в 120 км.
Мазут, попавший в реку Висла из-за аварии на польском трубопроводе, достигнет Балтийского моря к выходным -═передают РИА "Новости" сообщение замглавы Росприроднадзора Олега Митволя. "По моей информации, мазутному пятну идти до Балтийского моря пять-шесть суток, - сказал он. - В реку попал мазут, что на самом деле означает дополнительные проблемы, потому что мазут идет ко дну, его основная масса". "Мы проводим мониторинг Балтийского моря в районе Калининградской области и надеемся, что наши польские коллеги сделают свою работу качественно и не допустят серьезного загрязнения Балтийского моря", - сказал замглавы Росприроднадзора.
Сопредседатель калининградской экологической общественной организации «Экозащита» Александра Королева назвала «шапкозакидательством»═заявление главы Росприроднадзора о том, что в Калининградской области усилен экологический мониторинг из-за утечки нефтепродуктов в Польше, сообщило в понедельник ИА Regnum. По мнению Королевой, усиливать экомониторинг в области нечем. Лидер калининградских зеленых заявила, что соответствующий мониторинг в регионе проводит только компания «ЛУКойл-Калининградморнефть» в пределах нефтяной платформы Д-6, которая находится в другом районе Балтийского моря, ближе к российско-литовской, а не российско-польской границе. Королева также считает, что польские экологические службы самостоятельно справятся с угрозой загрязнения Балтики.
Балтийское море обладает исключительно высокой чувствительностью к загрязнению, что неудивительно: через него ежегодно проходят около 70 тысяч морских судов – 20% торгового флота мира. В 1973 году его считали самым грязным из всех европейских морей, и состояние акватории оценивалось как катастрофическое. Основой для такой оценки послужили факты обнаружения в тканях обитающих в Балтийском море морских животных высокой концентрации токсических веществ, которая в 10 раз превышала их содержание у животных из пролива Каттегат и Северного моря. Всё это явилось основанием к принятию в 1974 году Хельсинской Конвенции по защите вод Балтийского моря от загрязнения.
К сожалению, аварии, в результате которых происходит загрязнение акваторий, нередки во всем мире (напомним, что две трети нефти, используемой в мире, поступают к потребителям по морю). По данным Американского института Нефти (American Petroleum Institute), к примеру, в 2006 году танкеры перевезли 2.4 млрд. тонн нефти. Ежегодно в воду попадает почти 1.5 млн. кубических метров нефти и нефтепродуктов, около 45% утечек имеют естественные причины (например, нефть из подводных пластов самопроизвольно изливается в море), утверждают специалисты Консалтинговой фирмы Cutter Information Corporation, проанализировавшие, в каких регионах планеты наиболее часто происходят разливы нефти. Согласно их данным за период с 1960 по 2005 год (причем учитывались только достаточно крупные аварии), в результате аварий в воде оказалось более 10 тыс. галлонов (34 тонн) нефти и нефтепродуктов.
Как оказалось, с подобными проблемами сталкивались 112 государств мира (ныне в состав ООН входят 192 государства). Однако наибольшее количество аварий происходило в Мексиканском заливе, вблизи Северо-Восточного побережья США, в Средиземном Море, в Персидском заливе и в Северном Море.
Британская консалтинговая фирма "ТИНА" (TINA Consultants) подсчитала, что за период с 1995 по 2005 год на каждый 1 млн. тонн добытой или хранимой нефти, приходилось 0.94 утечек, в результате которых в большие и малые акватории попадало 3.06 тонны нефти или нефтепродуктов. При этом, чем старее оборудование, тем чаще случаются утечки и тем они масштабней.
Аварии и утечки на подводных нефтепроводах происходят регулярно и повсеместно. Крупнейшими авариями такого рода стала авария в Нигерии, когда в Атлантический океан вылилось более 14.3 тонн нефти (1998 год), и авария в заливе Гуанабара (Бразилия, 2000 год), результатом которой стал выброс 1.3 тыс. тонн нефти.
Из последних аварий этого года: 7 декабря в южнокорейском порту Тхэнан в результате аварии танкера, зарегистрированного в Гонконге, произошел разлив 15 тыс. т нефти, что стало самой крупной утечкой топлива в Южной Корее. Танкер столкнулся с погрузочным краном, сообщили южнокорейские СМИ.
11 ноября разгул водной стихии стал причиной крушения в Керченском проливе, соединяющем Черное и Азовское моря, пяти судов: танкера "Волгонефеть-139", сухогрузов "Вольногорск", "Нахичевань" и "Ковель". В акватории Каспийского моря была потеряна связь с сухогрузом "Камюст-1" (в результате шторма он затонул возле мыса Песочный). В воду попало около 7 тыс. т серы и до 2 тыс. т нефтепродуктов. Сумма ущерба составила 30 млрд. рублей. Трагедия в Керченском проливе явилась наиболее экологически разрушительной из всех произошедших в последнее время.═
В понедельник, 17.12,═на встрече президента с членами правительства═первый вице-премьер Сергей Иванов доложил президенту о ликвидации последствий разлива мазута в Азовском море: "Из затонувшей части танкера мазут откачан. Никакого ущерба на сегодняшний день нет и быть не может". Иванов также сообщил, что 19 декабря проведет последнее в этом году заседание, на котором будут обсуждаться вопросы "обеспечения безопасности морской деятельности", передает агентство "Интерфакс".
Утешительные данные приводит Международная Федерация Владельцев Танкеров (International Tanker Owners Pollution Federation), отмечая, что в последние десятилетия количество катастроф танкеров, результатом которого стал разлив нефти, неуклонно снижается. Так, в 1970-е годы произошли 252 подобные аварии (учтены только аварии, в результате которых в море попало более 700 тонн нефти и нефтепродуктов), в 1980-е годы - 93, в 1990-е - 78. С 2000 по 2006 год таких аварий было лишь 17. Частично это связано с тем, что танкерный флот был обновлен, новые танкеры часто используют двойной корпус (в 2005 году 75% кораблей мирового танкерного флота было изготовлено по этой технологии), предназначенный для предотвращения разлива нефти.