Необходимым для тушения пожаров оборудованием обеспечена лишь половина лесных хозяйств региона.
Фото Reuters
В тринадцати районах Иркутской области введен особый противопожарный режим – здесь бушуют лесные пожары. Размеры территорий, охваченных огнем, впечатляют: в дыму и пламени – более 10 тыс. гектаров. Причем ситуация меняется ежедневно: едва огнеборцы затушат несколько выявленных очагов, как появляются новые. По данным Иркутской авиационной базы охраны лесов, с начала пожароопасного сезона огнем пройдено около 30 тыс. гектаров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество возгораний увеличилось более чем на 600 с лишним случаев.
По словам заместителя руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области Юрия Михайлова, разгулу стихии способствуют шквалистые ветры и отсутствие осадков. Большинство возгораний связано с поджогами травы и стерни на полях. Не обходится без потерь и человеческих жертв. Статистика впечатляющая. В Чунском районе огонь уничтожил усадьбу, хозяева спастись не успели. Два частных дома сгорели в Иркутском районе, еще 11 – в Тулунском, а счет уничтоженных дачных домиков идет на десятки. Едва удалось отстоять байкальскую деревушку Большие Коты. Немало лесных пожаров собирают свою жатву на побережье Байкала, на особо охраняемых территориях.
Судя по складывающейся ситуации, нынешний год способен поставить рекорды как по количеству очагов возгораний, так и по масштабам их последствий. Да и по финансовым потерям тоже: в прошлом году, например, тайги выгорело на миллиарды рублей. При этом из-за недостатка техники и средств в полтора раза был сокращен состав Иркутской авиабазы охраны лесов. Из последних сил борются с огнем и лесхозы – их тракторный парк давно изношен. Необходимой для тушения пожаров техникой обеспечена едва ли половина лесных хозяйств региона. К тому же до сих пор в области имеются лесные массивы, которые ни за кем не закреплены. А раз нет хозяина, то и спрашивать не с кого.
По статистике, девять из десяти пожаров происходят по вине людей. К этому можно добавить и беспечность местных властей. Как заявил на одном из недавних совещаний заместитель начальника управления МЧС по Иркутской области Владимир Демиденко, координацией действий по тушению лесных пожаров администрации районов и населенных пунктов начинают заниматься лишь тогда, когда ситуация становится чрезвычайной.
Что ведет огонь к рекордам
В мае, по прогнозу МЧС РФ, ситуация с природными пожарами может осложниться. В списке пожароопасных регионов – субъекты Дальневосточного, Сибирского и Центрального федеральных округов. Здесь уже отмечено превышение не только среднемноголетних значений пожарной опасности (количество очагов, площади пожаров), но и их многолетних максимумов. Наибольшее превышение зафиксировано на юге СФО и в ЦФО. Всего с начала пожароопасного периода 2007 года на территории РФ возникло 3282 очага природных пожаров на общей площади 166 871 га. Ущерб от подобных бедствий ежегодно исчисляется десятками миллиардов рублей.
Между тем доцент кафедры лесоустройства и охраны леса Московского государственного университета леса Николай Иванов считает, что новый Лесной кодекс, введенный в действие с 1 января 2007 года, только усугубит ситуацию с лесными пожарами:
«Передача федеральных полномочий по управлению лесными ресурсами областным властям, как того требует новый закон, непременно приведет к децентрализации методов охраны леса и, как следствие, – к резкому увеличению площадей возгорания. Техническая база распределена по областям неравномерно, и на согласование всех вопросов для переброса необходимой техники может уйти слишком много времени. Что приведет к расширению очагов возгорания и увеличению масштабов потерь».
Это мнение разделяет и эксперт Центра охраны дикой природы Михаил Корпачевский: «Новый Лесной кодекс принимали в спешке, а перевести старую систему на новые рельсы за столь короткий срок невозможно. Вместо того чтобы готовиться к пожароопасному сезону, региональные власти все первые месяцы этого года занимались переводом на свой баланс бывших лесхозов». По словам эколога, «шансы, что предстоящее лето будет сухим и риски пожаров возрастут, очень велики. А если это наложится еще и на неотработанность связей внутри системы борьбы с пожарами, лесную отрасль ждут очень серьезные проблемы».
Иркутск