В день 80-летия Папы Римского Бенедикта XVI 16 апреля увидела свет его новая книга под названием «Иисус из Назарета». Сочинение Понтифика было издано сразу на трех языках – на итальянском, немецком и польском. Это могла бы быть энциклика о том, как современный человек в условиях глобализации и потери «духовных ориентиров» должен относиться к «ближнему своему», но Бенедикт XVI предпочел книжный формат.
Пусть «Иисус из Назарета» и не энциклика, но соблазн считать изложенное в ней учение «общеобязательным» для всех католиков существует. Сам Бенедикт XVI, отрицая догматический характер книги, заявляет, что в ней он выступает не как глава Церкви, а как ученый, богослов, исследователь Священного Писания. «Эта книга, – пишет Папа в предисловии, – абсолютно не предназначена для того, чтобы кого-то учить. Она исключительно выражение моих сугубо личных исследований об образе Господа». Тем самым «непогрешимость» Понтифика, выступающего «ex cathedra», которую закрепил за Римскими Папами I Ватиканский Собор, на «Иисуса из Назарета» не распространяется. Но соблазн все равно остается, ведь на обложке книги прямо указывается, что ее автор – Папа Римский.
Через всю книгу красной нитью проходят два мотива: исследовательский и моральный. Папа ставит под сомнение ту теорию, которая развивалась в течение последних двух с лишним веков в светской науке о Священном Писании. Светские ученые подчеркивали и продолжают подчеркивать, что Евангелия и другие тексты Нового Зачета на самом деле рассказывают не историю Иисуса, а то, как его жизнь и учение воспринимались людьми из их окружения. Иными словами, для исследователей этого направления существуют Иисус как исторический персонаж и «Христос» веры. И историческая фигура Иисуса необязательно идентична фигуре Христа, которая живет в сердцах верующих. Для Бенедикта XVI такое удвоение недопустимо. Фигура Иисуса Христа едина, между ее «исторической» и «вероисповедной» версиями нет разницы.
Бенедикт XVI также останавливается на том, каким образом евангельское учение, и в особенности некоторые притчи, может быть актуальным для современного человека. Иными словами, насколько человек XXI века может жить согласно моральным заветам, зафиксированным две тысячи лет тому назад, когда условия жизни и характер отношений между людьми были совсем иными. Папа показывает, что это возможно. На примере притчи о добром самарянине он задается вопросом о том, кем может быть «ближний» для христианина.
Добрый самарянин, не принадлежавший к еврейскому народу, помог человеку, ограбленному разбойниками, а левит и священник прошли мимо. Бенедикт XVI отмечает, что в ветхозаветное время «ближним» считался сородич, соотечественник, член собственной общины. Христиане же должны мыслить иначе: «ближний» – это всякий страждущий, независимо от того к какой нации, племени, религиозной общине он принадлежит. Таким образом, «ближним» может быть и человек очень «дальний», например люди, страдающие от голода, преследования, бедности, болезней в далекой Африке. Но современный человек, подчеркивает Бенедикт XVI, часто не замечает эту несправедливость, будучи «отчужденным».
Тут Папа прямо ссылается на Карла Маркса, который «драматично описал отчуждение человека», хотя и не постиг всей глубины этого процесса, потому что «рассуждал только в материальной сфере». Тем не менее, продолжает Папа, Маркс нарисовал «яркий образ человека, ставшего жертвой разбойников». Современные разбойники – это равнодушие, отход от Бога, отчуждение людей друг от друга. Все это, если немного упрощенно резюмировать мысль Бенедикта XVI, может быть преодолено благодаря новому «открытию» Иисуса Христа современным человеком.
Рим