До взлетно-посадочной полосы не долетел.
Фото Reuters
Вчера в Самару прибыли родственники шести человек, погибших в результате авиакатастрофы самолета Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр». Началась процедура опознания тел. «После того как погибшие будут опознаны, авиакомпания «ЮТэйр» предоставит самолет, на котором останки отправят домой», – сообщил руководитель пресс-службы Минтранса РФ Тимур Хикматов. А часом ранее находящийся в Самаре замминистра транспорта Борис Король, возглавляющий межведомственную комиссию по расследованию причин авиационного происшествия, сообщил, что утром вчерашнего дня в больницах оставалось 27 потерпевших. По его словам, в субботу госпитализированных было 28, в воскресенье утром трех человек врачи выписали, но двое других поступили на лечение. «Часто случается, что люди вначале с учетом психологического состояния не замечают каких-то повреждений, но после обращаются к врачам», – пояснил замминистра. Как рассказала «НГ» министр здравоохранения и социального развития области Галина Гусарова, 13 человек получили травмы – черепно-мозговые и переломы конечностей, грудной клетки, а у двоих – переломы позвоночника. Тем не менее самарские медики надеются на положительный исход лечения всех пострадавших.
То ли шасси, то ли туман
Трагедия случлась в субботу в самарском международном аэропорту «Курумоч» в 10.43 по местному времени. Самолет Ту-134 компании «ЮТэйр», совершавший полет по маршруту Сургут–Самара–Белгород, произвел жесткую посадку за 400 метров от взлетно-посадочной полосы. Он получил повреждения, перевернулся через левое крыло и загорелся. Фюзеляж самолета разрушился. Авиакатастрофа, подобной которой здесь не было с советских времен, произошла всего в километре от села Курумоч – малой родины премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, которому президент поручил расследование этого авиационного ЧП.
Причина трагедии пока не установлена. Первоначальные сообщения о том, что у самолета при заходе на посадку не выпустились шасси, вероятнее всего, не подтвердятся. «Информация некоторых СМИ о якобы имевшейся неисправности самолета Ту-154, попавшего в авиакатастрофу в Самаре, не соответствует действительности», – говорится в распространенном вчера официальном заявлении авиакомпании «ЮТэйр». Областная прокуратура, возбудившая уголовное дело по факту гибели самолета и ведущая расследование, заявила, что основной версией авиакатастрофы является ошибка экипажа.
«Все работало в штатном режиме, и никаких отказов, неисправностей не было», – заявил в телеинтервью программе «Вести» телеканала «Россия» борттехник самолета Александр Муратов, находящийся в больнице. Правда, он вспомнил о записи в бортовом журнале, сообщающей о неких проблемах с курсо-глиссадной системой – она периодически давала «небольшие отказы». Тем не менее борттехник уверен, что эта неисправность не могла стать причиной трагедии, так как в самолете предусмотрено «двукратное, трехкратное дублирование всех систем». Александр Муратов сообщил о практически нулевой видимости в аэропорту из-за сильного тумана. «Командир говорит, что до последнего землю не видел», – сказал он.
Бортовые самописцы, изъятые с места происшествия, вчера были доставлены в Москву, с ними начали работать специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Как вчера же заявил председатель межведомственной комиссии Борис Король, «первых результатов расследования мы ожидаем где-то дня через два».
Представители авиакомпании «ЮТэйр» уже заявили: «Компенсации семьям погибших будут выплачены в полном соответствии с европейскими нормами» (по информации Минтранса, по 75 тыс. долл.). Раненые также получат помощь. Дороже всего авиакатастрофа обойдется страховщикам – риски разбившегося самолета были застрахованы в СК «Югория» и перестрахованы там же на сумму около 1,5 млн. долл. Часть рисков была перестрахована в других компаниях.
ЧП как повод для репрессий
По стечению обстоятельств накануне авиакатастрофы Самару проинспектировал на предмет готовности к проведению здесь саммита Россия–Евросоюз министр транспорта РФ Игорь Левитин (мероприятие запланировано на 17–18 мая). Он заявил о том, что аэропорт «Курумоч» планируется превратить в авиационный хаб (перевалочный узел) – в ближайшее время удлинят одну из взлетно-посадочных полос, чтобы здесь могли приземляться «Боинги». Будут также расширены места для стоянок самолетов, заменено светосигнальное оборудование. На это выделено 1200 млн. руб. из федерального бюджета и еще 500 млн. из областного. Будь полоса длиннее уже сейчас, возможно, трагедии и не случилось бы.
Мелкие авиаперевозчики опасаются: самарское ЧП будет использовано в интересах западных производителей авиатехники и повлечет за собой если не запрет, то необоснованно поспешный вывод из эксплуатации не только Ту-134, но и Ту-154. Ведь еще в феврале с.г. Игорь Левитин заявил, что эти самолеты в течение пяти лет полностью выведут из парка авиакомпаний вне зависимости от их технического состояния. Между тем Ту-154 до сих пор составляет основу авиапарка российских компаний. «Сейчас в России в эксплуатации находится 187 Ту-154, выпущенных позже 1985 года, – сказал корреспонденту «НГ» заместитель главного конструктора Ту-154 ОАО «Туполев» Андрей Гришин. – Это те машины, которые можно спокойно эксплуатировать еще 10–15 лет». Поспешный запрет «тушек» приведет к массовому банкротству мелких российских авиаперевозчиков.
Труженик ближних магистралей
Ту-134 – ближнемагистральный пассажирский самолет. Серийный выпуск самолета начался в 1966 году на Харьковском авиационном заводе, а с 1968 года Ту-134 стали поставляться на экспорт. Всего до 1984 года было выпущено 852 Ту-134 в различных модификациях, 134 машины в различных вариантах были поставлены за границу. Самолеты до сих пор эксплуатируются в России, странах СНГ и в некоторых странах дальнего зарубежья.
Авария в Самаре – не первый инцидент с участием самолета Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр» за последнее время. 13 февраля 2007 года борт, выполнявший рейс Надым–Сургут, совершил вынужденную посадку в аэропорту Сургута. Как сообщил тогда начальник службы по связям с общественностью «ЮТэйр» Юрий Мушихин, на борту самолета находились 43 пассажира и семь членов экипажа. По его словам, «при заходе на посадку командир корабля усомнился в исправности работы системы выпуска и уборки шасси». В итоге самолет был вынужден летать над сургутским аэропортом для выработки топлива и только после этого смог совершить посадку.
12 января 2006 года самолет Ту-134, выполнявший рейс Ханты-Мансийск–Москва, совершил аварийную посадку в Сургуте. На борту самолета находились 32 пассажира и три члена экипажа. При взлете командир экипажа сообщил, что не закрывается шасси. Самолет был направлен на аварийную посадку в Сургут, так как ему надо было выработать топливо перед посадкой.
Самара