Вчера на допрос в Генпрокуратуру России был вызван президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов. Факт своего допроса Мамонтов подтвердил корреспонденту «НГ», отказавшись, правда, отвечать на вопрос, о чем именно он говорил со следователями. Однако представители Генпрокуратуры официально подтвердили факт допроса и то, что он был связан с опубликованными в СМИ открытыми письмами банкира Алексея Френкеля, который обвиняется в организации убийства первого заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова.
То, что глава ММВА имел отношение к их публикации, Алексей Мамонтов подтвердил в беседе с «НГ». Правда, по его словам, написаны эти письма были не в тюрьме и не в последнее время. «Где-то летом или даже весной прошлого года Алексей (Френкель. – «НГ») передал мне несколько материалов, я их называл аналитическими записками, – рассказал корреспонденту «НГ» Мамонтов. – Он их собирался опубликовать еще тогда». Но, по словам президента ММВА, это были очень объемные – до 17 страниц – тексты, к тому же и «сыроваты», и ни одно издание в таком виде их бы не взялось публиковать. «Я, имея некий опыт, взял эти тексты, чтобы довести их до нужного уровня, но все было недосуг. И не его (Френкеля. – «НГ») вина, что эти тексты появились в СМИ только сейчас», – заявил Алексей Мамонтов. Он также уверяет, что не имел намерений публиковать материалы – просто отдал журналистам для ознакомления с пометкой «не для публикации», как он сам объясняет, «чтобы не писали ерунду». Но в СМИ, как утверждает Мамонтов, почему-то не вняли предупреждению.
Таким образом, подтвердились предположения о том, что следователи Генпрокуратуры РФ могут нагрянуть в главный офис Центробанка для проверки сведений, изложенных в письмах Алексея Френкеля. Однако в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ вчера заявили: мы такую информацию (о возможном возбуждении уголовного дела по письмам Френкеля и проведении обысков) не распространяли, поэтому и сказать ничего не можем. В департаменте внешних и общественных связей ЦБ РФ тоже лаконично заявили, что ни подтвердить, ни опровергнуть сведения о грядущих обысках и выемках не могут.
Напомним, что речь идет о публикации в СМИ двух пространных статей арестованного банкира Алексея Френкеля, в которых он обвинил Центробанк в коррупции. После первой публикации последовала реакция главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева, который заявил Интерфаксу, что «письмо построено на голословных обвинениях – без имен и фамилий». Не обошло вниманием публикацию и руководство прокуратуры. «Обстановка лишения свободы способствует появлению мыслей, писем, обращений, – цитирует РИА Новости первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана. – Что ему (Френкелю. – «НГ») мешало обратиться раньше? Я думаю, это способ защиты».
В ответ на эти заявления появилась вторая публикация, в которой указаны и фамилии, и цифры. В частности, в ней утверждалось, что должностные лица из ЦБ РФ якобы брали от руководителей коммерческих банков за право вступления в систему страхования вкладов «вознаграждения» в размере от 150 тыс. до 5 млн. долл.
Не осложнят ли эти публикации положение арестованного банкира? Ведь если факты, изложенные в статьях, не подтвердятся, Центробанк может вчинить Алексею Френкелю иск, обвинив в клевете, а может быть, по клевете возбудят и уголовное дело. «Я думаю, не осложнит, – считает Алексей Мамонтов. – Обвинение в убийстве и статья о клевете – это несопоставимые вещи».