Слухи о том, что член Совета Федерации от Пензенской области Андрей Вавилов не вернется в Россию в связи с намерением Генпрокуратуры возобновить в отношении него уголовное преследование, оказались преувеличенными. Вчера сенатор, долгое время пребывавший за рубежом на лечении, появился на пленарном заседании верхней палаты Федерального собрания и даже попросил слова после того, как повестка дня была исчерпана. Выступление его свелось к благодарности, которую он выразил всем, кто, по его выражению, «рискнул» поздравить его с днем рождения.
Праздничную дату Андрей Вавилов отмечал 10 января – и именно в этот день Верховный суд РФ преподнес «подарок» находящемуся вдали от родины сенатору. Рассмотрев уголовное представление Генпрокуратуры РФ, суд дал «добро» на инициацию уголовного преследования именинника по уголовному делу, возбужденному еще в 1997 году, но позже прекращенному. Тогда Андрея Вавилова обвиняли в том, что он, будучи заместителем министра финансов, под видом кредитов для МАПО «МиГ», которое выполняло заказ на поставку в Индию партии МиГ-29, перечислил 237 млн. долл., которые впоследствии исчезли. Но позже дело прекратили.
Теперь оно всплыло вновь. Но для того, чтобы начать новое расследование, Генпрокуратуре РФ нужно получить согласие Совета Федерации. Вчера корреспондентам «НГ» так и не удалось выяснить на Большой Дмитровке, направил ли генпрокурор Юрий Чайка соответствующий запрос в верхнюю палату Федерального собрания или этот документ еще на стадии подготовки. Представляющий интересы сенатора адвокат Александр Муранов заявил «НГ», что направлять такой запрос сейчас со стороны Генпрокуратуры значило бы «ставить телегу впереди лошади». «Заключение Верховного суда на данный момент не вступило в юридическую силу, так как оно обжаловано», – пояснил он. И, по словам адвоката, Совет Федерации вряд ли будет рассматривать запрос Генпрокуратуры, пока жалоба не будет рассмотрена кассационной коллегией Верховного суда. На вопрос, назначена ли дата рассмотрения, Александр Муранов ответил: «Еще нет, по закону это должно быть сделано в течение месяца».
А пока наблюдатели отмечают, что, если Генпрокуратуре удастся получить согласие Совета Федерации на привлечение к уголовной ответственности Андрея Вавилова, предметом расследования может стать не только «дело о МиГах». Может быть реанимировано также громкое дело о 450 млн. долл., которые были переведены российским военным ведомством на Украину под якобы поставки стройматериалов, которые так и не были получены. Однако осужден по этому делу был только главный финансист Минобороны РФ Георгий Олейник (впоследствии Верховный суд РФ снял с него обвинение). Не многие уже помнят, что в мае 2001 года по тому же делу Главная военная прокуратура предъявила бывшему замминистра финансов обвинение в превышении должностных полномочий, так как он в числе других подписывал контракт. Но позже статус обвиняемого с него сняли, и в суде он проходил как свидетель.
Вряд ли обойдут вниманием следователи Генпрокуратуры и обстоятельства сделки по продаже Андреем Вавиловым его главного актива – «Северной нефти». В СМИ неоднократно высказывались мнения, что «Роснефть» приобрела этот актив по сильно завышенной цене, и усматривали в этом некую «коррупционную составляющую». Таким образом, «дело МиГов» в ходе расследования может оказаться не главным – если, конечно, до расследования дойдет дело.