Полицейские и специалисты по радиационной защите обследуют дом бывшей тещи Дмитрия Ковтуна под Гамбургом.
Фото Reuters
Генеральная прокуратура РФ пока не получала официального запроса из Германии об оказании правовой помощи в расследовании, которое проводит прокуратура Гамбурга в отношении россиянина Дмитрия Ковтуна, фигурирующего в статусе свидетеля и потерпевшего в деле об отравлении бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. «Не будем теоретизировать, – заявил вчера официальный представитель надзорного ведомства Александр Васильев на просьбу корреспондента «НГ» пояснить, как именно будет осуществляться взаимодействие российских и немецких прокуроров. – Поступит запрос – будем разговаривать. Пока мы только выясняем».
О том, что Германия просит Россию помочь в деле Ковтуна, обвиняемого немецкими властями в незаконной транспортировке радиоактивных материалов (по версии германских следователей, именно он в конце октября 2006 года ввез в страну полоний-210, от заражения которым в Лондоне позже скончался Литвиненко), стало известно накануне из заявления представителя главного прокурора Гамбурга Ральфа Майера. В эфире телеканала NT-V он сказал, что следственная бригада уже обращалась к московским коллегам с просьбой ответить на ряд важных вопросов для проводимого в Гамбурге расследования, но «до сегодняшнего дня никакой реакции на эти просьбы не последовало». «В этой связи сегодня через федеральную прокуратуру Германии мы направили в Россию официальный запрос об оказании правовой помощи. Надеемся, что в ближайшее время ответ будет», – заявил Майер. Пока же, по его словам, для расследования этого дела в Гамбург прибыл представитель британского Скотленд-Ярда. «Мы надеемся узнать от него информацию, которую британские сотрудники получили в Москве», – пояснил Ральф Майер.
Сам Дмитрий Ковтун, который в настоящее время продолжает находиться на обследовании в одной из закрытых московских больниц, подтвердил, что полиция Гамбурга предъявила ему обвинение в связи с проникновением в страну полония-210. «По этому поводу могу сказать, что я постоянно нахожусь в контакте и с западной прессой, и со своим адвокатом, который защищает мои интересы уже в течение многих лет», – заявил он. Ковтун также сказал, что его состояние стабилизируется, через 6–10 дней он надеется покинуть лечебное учреждение.
Свою причастность к отравлению бывшего офицера ФСБ Ковтун опровергает и заявляет, что мог заразиться полонием от самого Литвиненко еще в октябре, до встречи с ним в баре лондонского отеля Millennium. «Единственное объяснение, которое могу дать следам полония, – сказал он в телефонном интервью немецкому телеканалу Spiegel TV, – я мог их привезти из Лондона, когда встречался с Александром Литвиненко 16, 17 и 18 октября». Эту же версию выдвинул и бизнес-партнер Ковтуна Андрей Луговой, также присутствовавший на встрече с Литвиненко в лондонской гостинице 1 ноября – в день, когда, по мнению британской полиции, бывший агент ФСБ был отравлен полонием-210.
Ранее со ссылкой на некий источник, близкий к следствию, сообщалось, что Ковтун и Луговой были допрошены следователями Генпрокуратуры в качестве свидетелей по делу об убийстве Александра Литвиненко. Однако в Генпрокуратуре официально не подтвердили эту информацию. Не комментирует надзорное ведомство и появившееся накануне сообщение о том, что Андрей Луговой во вторник снова встречался с российскими и британскими следователями. «Мы эту информацию не давали. А сведения, поступающие из других источников, мы не комментируем», – сообщили корреспонденту «НГ» в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры.