К расследованию обстоятельств возможного отравления в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ, а ныне гражданина Великобритании Александра Литвиненко наряду с сыщиками Скотленд-Ярда подключились специалисты британской контрразведки MI5. Об этом сообщила лондонская газета The Evening Standard. Британские врачи пришли к выводу, что Литвиненко, который находится сейчас под охраной в одной из лондонских клиник, возможно, был отравлен таллием – высокотоксичным тяжелым металлом. Его шансы на выживание оцениваются как 50 на 50.
Подробности расследования пока держатся в секрете. Между тем американские и британские СМИ активно выдвигают версии о возможной причастности к отравлению бывшего офицера ФСБ российских спецслужб. Так, источник, близкий к МИД Великобритании, в комментариях лондонской The Times выразил мнение, «что случай с Литвиненко может привести к самому крупному дипломатическому столкновению с Москвой с момента прихода Путина к власти шесть лет назад». «Речь идет не об обычном шпионском скандале, – считает источник The Times. – На этот раз мы имеем дело с попыткой убить иностранного гражданина за границей способом, который, как мы знаем, умело используют русские. Если мы получим твердые доказательства связи происшествия с Москвой, то они будут восприняты крайне серьезно».
Впрочем, пока Министерство иностранных дел Великобритании не обращалось к российским властям. «Мы подождем, пока не станут известны факты», – цитирует The Times слова пресс-секретаря министерства.
В российской дипмиссии в Лондоне информацию о возможной причастности к отравлению Литвиненко российских должностных лиц назвали спекуляцией. «Мы не комментируем такого рода спекуляции, граничащие с бредом», – заявил вчера Интерфаксу представитель пресс-службы посольства России в Лондоне Владислав Новиков. Он отметил, что «это дело полиции, которая должна заниматься расследованием этой ситуации».
Александр Литвиненко, напомним, был госпитализирован еще 1 ноября после встречи в одном из лондонских ресторанов с итальянским бизнесменом Марио Скарамеллой. Последний, по словам самого Литвиненко, передал ему важные документы о людях, которые могли быть причастны к убийству Анны Политковской (бывший полковник ФСБ знал погибшую журналистку и, по некоторым данным, пытался вести собственное расследование случившегося). Уже через несколько часов после беседы у Литвиненко началось тяжелейшее отравление неизвестным токсином.
Британский токсиколог Джон Генри, обследовавший Литвиненко, не сомневается, что имело место умышленное отравление солями таллия, пишет The Washington Post. Врач утверждает, что у Литвиненко поражена печень, наличествуют неврологические симптомы и низкий уровень лейкоцитов в крови. «Он тяжело болен. Он может выжить, но риск летального исхода велик», – считает Генри.
По данным The Times, врачи применяют для лечения сильное противоядие. Однако не исключают, что ему придется сделать сложную операцию по пересадке костного мозга. Супруга отравленного экс-полковника, 44-летняя Марина Литвиненко, заявила изданию: «Его костный мозг разрушен. Чтобы спасти его жизнь, может понадобиться донор». Связаться с самим Литвиненко вчера не удалось: мобильный телефон абонента не отвечал.
Между тем, по мнению российских специалистов, в случае с лондонским отравлением есть все основания опасаться за жизнь потерпевшего. «Отравления таллием очень опасны, поскольку часто приводят к летальному исходу. Смертельная доза – 500–600 миллиграммов. При отравлении прежде всего поражаются нервная система, сердце, почки. Одним из первых признаков отравления является выпадение волос. Резко ухудшается память и интеллектуальные функции, нарушаются сон и речь. Яд выводится из организма в течение нескольких месяцев. Для ускорения выведения больному ставят капельницы с детоксицирующими растворами, назначают энтеросорбенты и гемодиализ (искусственная почка). Кроме того, проводится симптоматическая терапия. В особо тяжелых случаях могут назначить пересадку костного мозга», – рассказал «НГ» заведующий лабораторией петербургского Института токсикологии Сергей Колбасов. По его словам, таллий часто используют при криминальных отравлениях. «Порошок можно просто насыпать в жидкую пищу, например в суп или в напиток – чай или сок. А поскольку симптоматика развивается постепенно, создается впечатление, что человек просто чем-то долго болеет. Больной погибает медленно (с момента отравления до летального исхода может пройти до двух месяцев), и этим как бы маскируется само отравление», – пояснил Сергей Колбасов.