Государственная Дума освободила религиозные организации от уплаты налога на добавочную стоимость (НДС) при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы. Соответствующая поправка в Налоговый кодекс РФ была принята 20 октября. Как скажется облегчение налогового бремени на экономической деятельности религиозных организаций России?
«Это очень полезная поправка, которая позволит этим организациям в соответствии со своими уставами и конституционным принципом свободы совести реализовывать продукцию, необходимую для осуществления богослужения и исповедания своей религии, а также для миссионерской деятельности, – заявил «НГР» заместитель председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. По его мнению, «продукция религиозного назначения имеет право свободно распространяться внутри нашей страны».
«Доходы религиозных организаций увеличатся на сумму НДС», – сообщил «НГР» директор Института изучения религий стран СНГ и Балтии Николай Митрохин. Он считает, что это повлечет за собой расширение ассортимента товаров в церковных лавках ввиду увеличения прибыльности при розничной торговле. Однако «в перспективе возможны конфликты с налоговиками и МВД по этому поводу. Например, повторение историй 1996–1998 годов с продажей излишне широкого ассортимента ювелирных изделий в церковных лавках».
Экономический аспект деятельности религиозных организаций в последнее время достаточно широко обсуждается в СМИ. 18 октября газета «Деловой Петербург» сообщила, что Русская Православная Церковь (РПЦ) «этим летом получила контроль над торговыми марками с использованием религиозной тематики». «НГР» попросили секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) по связям Церкви и общества священника Михаила Дудко прокомментировать эту новость.
Он считает, что обладание монополией на такого рода марки в принципе невозможно. «У нас действует не одна религиозная организация, и даже официально зарегистрирована не одна Церковь, называющая себя православной. Поэтому с юридической точки зрения вряд ли кто-то может обладать монополией даже на «православные бренды».
В то же время, по его словам, действующее законодательство вполне позволяет регистрировать продукцию организаций, учредителями которых могут быть православные приходы и конкретные лица, а также резервировать за этой продукцией ту или иную торговую марку. «Разумеется, мы не можем одобрить деятельность тех, кто стремится заработать на святыне, будучи далеким от Церкви», – добавил Дудко.
«Решение о «контроле» Церкви при регистрации торговых марок является незаконным (возможно, основанным на подзаконном акте) и может быть оспорено производителем», – сообщил «НГР» Николай Митрохин. – Однако на практике, вероятнее всего, станет вопрос о выплате компенсации той или иной структуре РПЦ, что уже не раз бывало за последнее десятилетие».
В то же время если какой-либо существующий бренд задевает чувства верующих, то, по словам Митрохина, «Церковь, как и любая другая организация или частное лицо от ее имени, могут обратиться в суд с заявлением об оскорблении их чувств. Суд может вынести решение о запрете и компенсации морального ущерба».
«Скандальные» товарные знаки не подлежат государственной защите, – заявил «НГР» заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов. – Экспертизу на скандальность, являющуюся абсолютным условием отклонения заявки, проводит федеральный орган исполнительной власти».
По мнению Себенцова, Роспатент вправе заключить с религиозными организациями соответствующие соглашения. В этом случае на запрос Роспатента религиозные организации смогут дать свое мнение по поводу того или иного товарного знака. Это мнение может быть рассмотрено экспертизой в ряду аргументов на соответствие заявки закону. «Что касается брендов, то есть уже раскрученных товарных знаков, то прекращение действия такого знака – дело суда, в который обращается недовольная сторона», – добавил Себенцов.