Сегодня исполняется ровно три года с тех пор, как бывший руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский был задержан в новосибирском аэропорту «Толмачево». 25 октября 2003 года можно без особой натяжки считать такой же знаковой датой для новой России, какой для России советской был день 25 октября 1917 года (по старому стилю). Две октябрьские даты роднит колоссальная степень влияния на политический и экономический ландшафт страны. Арест Ходорковского наглядно продемонстрировал, как меняются правила игры в бизнесе и какие действия в политике отныне допустимы, а какие – нет.
Для самого Михаила Ходорковского сегодняшний день означает, что истекли три года из восьми, которые он по приговору Мещанского суда должен провести за решеткой. 25 октября 2003 года, после задержания в Новосибирске, главу ЮКОСа доставили в Москву, где в следственном управлении Генпрокуратуры РФ ему предъявили обвинение по семи статьям УК РФ. В тот же день Басманный суд столицы санкционировал арест. Отсюда и отсчитывается время заключения Ходорковского: как пояснил корреспонденту «НГ» адвокат Сергей Беляк, «срок отбывания наказания исчисляется со дня взятия осужденного под стражу».
Само дело ЮКОСа началось за четыре месяца до этого ареста. 23 июня 2003 года в отношении нефтяной компании возбудили уголовное дело по налоговым недоимкам. 2 июля был арестован бизнес-партнер Ходорковского – глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев, а 19 июля – сотрудник службы безопасности компании Алексей Пичугин (по подозрению в причастности к заказным убийствам). Всего же в ходе расследования уголовному преследованию подверглись несколько десятков человек, имеющих отношение к нефтяной компании, в том числе и менеджеры различных уровней.
Вместе с Михаилом Ходорковским на скамье подсудимых оказались Платон Лебедев и бывший руководитель АОЗТ «Волна» Андрей Крайнов. Параллельно с судом над ними шла распродажа активов компании в погашение долгов. В частности, 19 декабря 2004 года на аукционе ушел с молотка 100-процентный пакет голосующих акций главной «дочки» ЮКОСа – компании «Юганскнефтегаз». Никому не известное ООО «Байкалфинансгрупп» приобрело его за без малого 260,8 млрд. руб.
Приговор по ЮКОСу федеральный судья Ирина Колесникова оглашала 15 дней. Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву было назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы в колонии общего режима, а Андрею Крайнову – 5 лет условно. Позже, 22 сентября, судебная коллегия Мосгорсуда смягчила приговор Ходорковскому и Лебедеву до 8 лет лишения свободы. Первого отбывать наказание направили в колонию г. Краснокаменск Читинской области, второго – в поселок Харп Ямало-Ненецкого автономного округа.
Если не случится какой-нибудь своевременной амнистии, Михаилу Ходорковскому придется провести в колонии еще пять лет. Правда, через год он может получить шанс выйти на свободу раньше срока – получив условно-досрочное освобождение (УДО). Насколько реален этот шанс для Ходорковского? «Право на УДО наступает после отбытия половины срока наказания, – уточнил адвокат Сергей Беляк. – Но это вовсе не значит, что Ходорковскому удастся это право реализовать. Главное здесь условие – не иметь дисциплинарных взысканий, а они, по-моему, у него уже имеются».
Действительно, в «активе» Ходорковского за различные нарушения (в частности, оставление рабочего места, хранение документов Минюста, раздача осужденным продуктов) уже имеются 3 заключения в штрафной изолятор и 1 выговор. Выговор оспорен адвокатами в суде и признан незаконным, а остальные наказания в процессе обжалования.
По словам адвоката Сергея Беляка, процедура получения УДО инициируется самим осужденным или его адвокатами. «Формально решение по УДО принимает местный суд, куда подается соответствующее ходатайство, – рассказал он. – Однако я не вспомню случая, когда бы суд пошел вразрез с мнением администрации исправительного учреждения. Если она сказала «нет», суд никогда не скажет «да». Практика такова, считает адвокат, что у администрации имеется множество поводов лишить неугодного заключенного УДО. «Достаточно во время политзанятий закрыть глаза или не снять головной убор при встрече с начальником, – сказал адвокат. – А каждое взыскание откладывает повторную процедуру рассмотрения ходатайства по УДО как минимум на полгода». Такого же мнения придерживаются и многие другие представители адвокатского сообщества, считая, что вопрос о том, отсидит ли Ходорковский полный срок или выйдет досрочно, будет зависеть от того, какие установки дадут из Москвы.
Хронология дела Ходорковского
25 октября 2003 г. – глава ЮКОСа задержан в новосибирском аэропорту «Толмачево» и доставлен в Москву. В тот же день в следственном управлении Генпрокуратуры ему предъявляют обвинение по семи статьям УК РФ, а Басманный суд санкционирует его арест на два месяца.
3 ноября 2003 г. – Ходорковский уходит с поста президента ЮКОСа и заявляет о планах заняться общественной деятельностью в качестве председателя правления фонда «Открытая Россия».
25 ноября 2003 г. – завершено предварительное следствие. Ходорковский и его адвокаты приступили к ознакомлению с материалами дела.
16 июня 2004 г. – в Мещанском суде Москвы начались слушания по делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова.
29 марта 2005 г. – гособвинитель Дмитрий Шохин попросил назначить наказание: Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву – 10 лет лишения свободы каждому с отбыванием в колонии общего режима. Андрею Крайнову – 5,5 года условно.
11 апреля 2005 г. – Михаил Ходорковский обратился к суду с последним словом и заявил, что не считает себя виновным и не просит снисхождения.
31 мая 2005 г. – Мещанский суд вынес приговор (оглашение продолжалось более двух недель): Ходорковского и Лебедева приговорили к 9 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в колонии общего режима. Крайнов получил 5 лет условно.
22 сентября 2005 г. – Мосгорсуд смягчил приговор Ходорковскому и Лебедеву до 8 лет.
20 октября 2005 г. – Михаил Ходорковский доставлен для отбывания наказания в колонию ЯГ 14/10 в городе Краснокаменске Читинской области.