Вчера руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин доложил на встрече президента с авиастроителями: к концу сентября будет подана заявка на регистрацию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Корпорация создается в соответствии с указом президента от 20 февраля, и, по словам Бориса Алешина, ее юридическое оформление идет по графику. В соответствии с разработанным уставом в компании принимают участие государственные и частные компании. При этом некоторые участники, имеющие статус федеральных государственных предприятий (ФГУП), как, например, РСК «МиГ», будут приватизироваться. Акционирование должно завершиться до конца года, после чего акции передадут в ОАК. Окончательное формирование активов произойдет в начале 2007 года.
Встреча президента с авиастроителями вызвала ажиотаж в отечественном авиасообществе. Член комитета Госдумы по обороне генерал-майор авиации Николай Безбородов в беседе с обозревателем «НГ» предположил, что она связана с февральским указом главы государства о создании ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Напомним: согласно этому документу, под эгидой единого государственного холдинга должны объединиться все представители авиапрома, включая и таких монстров, как «Туполев», «Ильюшин» и «МиГ», а также ОАО «Иркут», которое выпускает самолеты под маркой «Сухой» и частично принадлежит панъевропейскому авиационному консорциуму EADS. Доля РФ в уставном капитале «ОАК» составит не менее 75% акций. А годовой оборот нового объединенного холдинга, по экспертным оценкам, должен составить от 7 до 8 млрд. долларов – и тем самым ОАК сможет противостоять жесткой конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний.
Безбородов не исключает, что «в среде авиапромышленников мог зреть если не «заговор» против такого решения Кремля, то в определенном смысле саботирование этого государственного проекта, связанного с дележкой больших денежных средств». «Безусловно и очевидно, – подчеркивает депутат, – что противодействие указу президента, пускай подспудное, но есть. Это и естественно: когда идет слияние таких именитых денежных фирм, к сожалению, думают прежде всего не о государстве и государственной политике, а о своем престиже».
Безбородов считает, что «несмотря на то, что самолеты еще летают, а новые их образцы даже продаются за рубеж, наблюдается тенденция к явному затуханию в развитии отечественной авиации». Экс-главком Военно-воздушных сил (ВВС) генерал армии Петр Дейнекин напоминает, что «самолетопад» в этом году как никогда обилен – катастрофы терпят и пассажирские самолеты иностранного производства: «Эксплуатация и закупки их не прекращаются, в то время как, например, падение нашего самого надежного в мире аэробуса Ил-86 привело к прекращению его полетов». Вторую причину вызова в Сочи авиаторов от промышленности экс-главком ВВС видит в том, что «они, по сути, саботируют выполнение поставленной главой государства некоторое время назад задачи по развитию частной авиации»: «надо обойти кучу инстанций, чтобы подписать соответствующие документы на приобретение малого или большого самолета». Третья проблема, по словам Дейнекина, в незавидном положении пилотов: «Они летают на якобы престижных иномарках, а получают копейки...»