Имена подвижников Церкви должны быть вписаны в историю. Даже если за давностью лет память о них несколько обесцветилась. 13 июня в Свято-Даниловом монастыре состоялось освящение креста на могиле архиепископа Никифора (Феотокиса, 1731–1800). На церемонии присутствовали представители посольства Греции в России, глава Союза писателей России Валерий Ганичев, представители православного духовенства.
Сведения о точном местонахождении могилы Феотокиса были утрачены в советский период. Оно было установлено в результате сопоставления архивных данных и рассказов о захоронении «какого-то святого» под храмом Святых отцов Семи Вселенских Соборов, находящегося на территории Данилова мужского ставропигиального монастыря. От предположительного места захоронения памятный крест отделяет некоторое расстояние.
Однако еще большее расстояние (и время) отделяет его от острова Корфу – места рождения Феотокиса. Он был известен не только как богослов, полемизировавший с католиками, иудеями и «вольтерьянцами», но и как автор трактатов по физике и математике. Друг Феотокиса Евгений Булгарис был первым архиепископом Славенским и Херсонским, а также консультантом Екатерины II.
Именно к Булгарису Феотокис приехал в Россию в 1776 г., а 6 августа 1779 г. был возведен в сан архиепископа и занял освободившуюся после ухода Булгариса на покой кафедру. В 1786 г. Феотокис был переведен в Астрахань, став архиепископом Астраханским и Ставропольским, а созданная им и его предшественником Славенская епархия была переименована в Екатеринославскую. В 1792 г. Феотокис ушел на покой, но был назначен управляющим московским Свято-Даниловым монастырем, где он и похоронен согласно своему завещанию.
В истории России Феотокис известен как один из главных сторонников «греческого проекта» Екатерины II. В эпоху поднимающегося «эллинофильства» он укрепил связи России с Грецией и, таким образом, с византийским наследием. Назначение архиереев-греков в епархии, создававшиеся в Новороссии и Тавриде, должно было подчеркнуть православную (причем с ярко выраженной эллинской составляющей) идентичность этих земель, только что присоединенных к екатерининской империи.
Выпускник университетов Болоньи и Падуи, Феотокис стал первым ректором Полтавской духовной семинарии. Его богословие отличается известным рационализмом. В книге «Византийское богословие и его предание» приводятся ответы «керкирского мудреца» на каверзные вопросы прихожан. В частности, на вопрос о природе пасхального благодатного огня Феотокис отвечал, что он имеет естественное происхождение: его зажигает днем иерусалимский Патриарх, чтобы представить ночью верующим как божественный. Искусственность чуда не мешает вере в Воскресение Христово. Смелое для XVIII века сочетание рационализма и веры актуально и сегодня.
На пресс-конференции, состоявшейся в Даниловом монастыре после освящения памятного креста, представители посольства Греции в России отметили вклад Русской Православной Церкви в развитие двусторонних отношений. Но самый большой вклад она вносит таким образом в изучение собственной истории. Ведь ей – истории – должны быть известны не только лишь имена, но и дела своих творцов.