В минувший понедельник в Мосгорсуде должен был стартовать судебный процесс по новому делу бывшего сотрудника службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина. Однако судья Владимир Усов (он также председательствует в процессе по делу об убийстве Пола Хлебникова) перенес заседание на 27 апреля. Причина – в дело вступили два новых защитника Пичугина, которым необходимо время для ознакомления с материалами следствия, еще один адвокат находится в отпуске.
В марте 2005 года суд присяжных признал Алексея Пичугина виновным в организации двух убийств и одного покушения и приговорил к 20 годам лишения свободы. Однако его не этапировали к месту отбывания наказания, а оставили в специзоляторе «Матросской Тишины», поскольку началось следствие по новому делу. Теперь Алексея Пичугина обвиняют в организации убийств мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и директора компании «Торговая фирма «Феникс» Валентины Корнеевой, а также двух неудавшихся покушений на предпринимателя Николая Рыбина.
Представители следствия утверждают, что все преступления Алексей Пичугин организовывал по указанию члена совета директоров НК ЮКОС Леонида Невзлина. Михаил Ходорковский в обвинительной фабуле отсутствует. Но в списках свидетелей обвинения значатся оба. Кроме Пичугина на скамье подсудимых еще пять человек – Владимир Шапиро, Геннадий Цигельник, Евгений Решетников, Михаил Овсянников и Владислав Левин.
Когда суд планирует допросить Михаила Ходорковского? Будет ли он доставлен для этого из Забайкалья в Москву или же его показания суд получит другим способом? «Пока эти вопросы в суде не обсуждались», – пояснили корреспонденту «НГ» в пресс-службе Мосгорсуда. Тем временем адвокат Алексея Пичугина Ксения Костромина уже заявила, что правоохранительные органы организовали второй суд над Пичугиным с единственной целью – добиться выдачи Леонида Невзлина, который в настоящее время проживает в Израиле. Дескать, еще один обвинительный приговор, в котором будет фигурировать и Невзлин, позволит усилить аргументы российской стороны в требованиях экстрадиции последнего.
Мнение Костроминой разделяет и другой защитник Алексея Пичугина – адвокат Георгий Каганер. «Если по первому делу фамилия Невзлина не фигурировала, просто говорили «не установленный следствием руководитель компании ЮКОС», то во втором деле эта фамилия уже звучала в обвинительном плане, причем в публичных выступлениях представителей следствия, – сказал корреспонденту «НГ» Георгий Каганер. – А с нас была взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия». По его словам, общественное мнение следствие начало формировать задолго до начала суда. Именно это обстоятельство, как считает адвокат, стало одной из причин того, что Алексей Пичугин во втором деле отказался от суда присяжных и попросил, чтобы его судил профессиональный судья.