Расширяется фронт уголовного преследования предпринимателя Бориса Березовского. Как стало известно вчера, в отношении него 16 февраля Генпрокуратурой России возбуждено новое уголовное дело, которое направлено по подследственности в ФСБ.
Это дело коренным образом отличается от тех, которые заводились на Березовского ранее (см. справку). Теперь Березовскому инкриминируется, как указано в официальном сообщении Генпрокуратуры, «совершение действий, направленных на насильственный захват власти в нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 278 УК РФ)». По российским законам, это особо тяжкое преступление, которое карается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет. Выдана санкция на арест Березовского.
Кроме того, как сказано в официальном сообщении Генпрокуратуры, 1 марта 2006 года в адрес Министерства внутренних дел Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии направлены документы на экстрадицию Бориса Березовского. Что это за документы, касаются ли они только последнего уголовного дела или же «подкрепляют» предыдущие запросы об экстрадиции, – ответы на эти вопросы корреспонденту «НГ» вчера получить не удалось. В Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры ответили, что ничего к официально заявленной информации добавить не могут, а саму ситуацию комментировать не будут.
В пресс-службе МВД Великобритании «НГ», в свою очередь, заявили: «Мы никогда не комментируем возможное наличие запросов на экстрадицию. По крайней мере до того момента, как состоится арест, потому что потенциальные беглецы могут скрыться, постараться избегать контакта с властями. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это (что запрос был получен. – «НГ»). Кроме того, мы не высказываемся публично по возбуждению дела или выдвигаемым обвинениям».
Тем не менее остается очевидным, что в основу обвинения легли слова самого бизнесмена, который в январе заявил в СМИ, что готовит «силовой перехват власти» в России, причем уже давно «предпринимает определенные действия в этом направлении». Он также подчеркнул, что сознательно озвучил свои намерения и сделал акцент на том, что осуществлять силовой перехват власти он собирается «на собственные, честно заработанные средства».
Эти признания вызвали резкую реакцию со стороны внешнеполитического ведомства Великобритании. Его глава Джек Стро на днях публично предупредил Березовского, что Великобритания «не потерпит у себя тех, кто использует Соединенное Королевство в качестве плацдарма для разжигания сопровождающихся насилием беспорядков и терроризма в других странах». Министр прямо заявил, что планы Березовского совершить государственный переворот в России могут повлечь за собой пересмотр его статуса беженца.
Могут ли правоохранительные органы начать уголовное преследование тех российских СМИ, которые стали как бы трибуной для его высказываний? «В данном случае журналисты распространяли сообщение как новость о намерениях Березовского, которая им стала известна, – пояснил корреспонденту один из соавторов закона о СМИ адвокат Владимир Энтин. – Новость носила общественно значимый характер и довести ее до широкой публики – это профессиональная обязанность журналистов, закрепленная законом о СМИ». Квалифицировать такую информацию как соучастие в преступлении, по мнению юриста, невозможно. «Никто же не привлекает к уголовной ответственности СМИ, которые распространяют информацию лидеров «Аль-Каиды» о готовящихся терактах», – сказал Владимир Энтин.
Уголовное преследование Бориса Березовского
6 апреля 1999 года Генеральная прокуратура России в рамках расследования «дела «Аэрофлота» заочно предъявила обвинение Борису Березовскому, выдала санкцию на его арест и объявила в розыск. Ему инкриминировалось совершение преступлений, предусмотренных статьями 171 и 174 Уголовного кодекса РФ – «незаконное предпринимательство» и «легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем».
14 апреля 1999 года Генпрокуратура отменила санкцию на арест Березовского.
26 апреля 1999 года Березовскому предъявлено официальное обвинение и с него взята подписка о невыезде. Он обвиняется в незаконном предпринимательстве, отмывании денежных средств, полученных незаконным путем, а также в участии в предпринимательской деятельности в то время, когда находился на государственной должности.
6 августа 2002 года возбуждено уголовное дело по поводу зачета, произведенного в 1995 году между «АвтоВАЗом», «ЛогоВАЗом» и администрацией Самарской области. По словам заместителя генпрокурора Владимира Колесникова, «в 1994–1995 гг. руководителями «ЛогоВАЗа» было похищено 2333 автомобиля на сумму более 10 млн. долл.». Березовского и его партнера Юлия Дубова обвинили в мошенничестве при отягчающих обстоятельствах. 24 марта 2003 года оба были арестованы в Лондоне, а затем отпущены под залог. 10 сентября 2003 года Березовский получил в Великобритании политическое убежище, а дело о его экстрадиции в Россию было прекращено лондонским судом.
В январе 2004 года прокуратура Московской области возбудила уголовное дело «по фактам мошеннических действий Бориса Березовского, повлекших изъятие из федеральной собственности земельного участка общей площадью более 14 га дачи № 2 ГУП «Оздоровительный комплекс «Жуковка» Красногорского района Подмосковья».
Согласились выдать
В посольстве Великобритании в РФ смогли привести только один недавний пример согласия их страны выслать человека, которому был предоставлен королевством статус политического беженца. Летом прошлого года в Лондоне был задержан гражданин Иордании Абу Катада, известный также под именем Омар Мохамед Абу Омар. Радикального исламского проповедника считают духовным представителем Усамы бен Ладена в Европе. В 1994 году Абу Катада получил политическое убежище в Великобритании. Долгое время британская сторона отказывалась депортировать Катаду в Иорданию, власти которой обвиняют его в организации терактов. Законы Соединенного Королевства запрещают выдачу людей странам, в которых против них могут применить пытки. Однако в прошлом году британские власти изменили свое отношение к иорданцу, и министр внутренних дел Великобритании Чарльз Кларк подтвердил намерение страны выслать его на родину. По данным британских спецслужб, Катада был связан с руководителями террористических организаций во всем мире. Известно также, что он воевал против Советской армии в Афганистане, где потерял руку.