Вчера замруководителя Национального центрального бюро Интерпола в РФ Алексей Абрамов подтвердил информацию о задержании в Объединенных Арабских Эмиратах находившегося в международном розыске лидера ОПС «Уралмаш» Александра Куковякина. «Компетентные органы Арабских Эмиратов сообщили нам, что данное лицо установлено и задержано», – заявил, как передает Интерфакс, Алексей Абрамов. Что касается экстрадиции Александра Куковякина, то представители Генпрокуратуры РФ (по словам Алексея Абрамова, о задержании лидера «Уралмаша» уже доложено в Генпрокуратуру) не отрицают, что подготовка к ней идет. «Мы занимаемся этим вопросом, это процедура довольно долгая. Работа в этом направлении ведется, и как только появится новая информация на этот счет, мы доведем ее до вашего сведения», – заявили «НГ» в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры.
Подробности задержания Куковякина, как сообщил «НГ» пресс-секретарь НЦБ Интерпола Георгий Шония, не разглашаются. По словам Алексея Абрамова, «Куковякин является лидером организованного преступного сообщества «Уралмаш». Сейчас, как говорит Абрамов, в рамках международного законодательства идут переговоры между компетентными правоохранительными органами двух стран». Замруководителя НЦБ не уточнил характер обвинений, предъявленных Куковякину. Однако известно, что лидера «Уралмаша» объявили в розыск как владельца ООО «Тавдинский микробиологический комбинат» по обвинению в неправомерных действиях при банкротстве и невыплате заработной платы.
Задержание Александра Куковякина дает повод вспомнить об иске 12 миноритарных акционеров ЮКОСа, где ответчиками в числе прочих значатся глава Минпромэнерго Виктор Христенко и министр финансов Алексей Кудрин. В списке соответчиков – практически весь управляющий состав «Газпрома», включая Алексея Миллера, глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, высокопоставленный чиновник администрации президента Игорь Сечин и первый вице-премьер России Дмитрий Медведев. Позиция истцов такова: в деле ЮКОСа «Газпром» и «Роснефть» нарушили законы США о ценных бумагах, публично выступив «с ложными заверениями» о том, что Кремль не намерен ренационализировать ЮКОС. Повестки в суд представители истцов, как они утверждают, вручили только Виктору Христенко и Алексею Кудрину.
В целом специалисты оценивают современную практику совместной работы российских правоохранительных органов с Интерполом как «нормальное плодотворное сотрудничество». «Это достаточно эффективное взаимодействие», – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» адвокат Виктор Сивяков, специализирующийся на международном праве. Тем не менее адвокат скептически оценивает перспективы иска миноритариев ЮКОСа по линии Интерпола. «Это исключительно гражданское судопроизводство, – говорит Виктор Сивяков. – А взаимодействие по линии Интерпола происходит только по уголовным делам. Международное взаимодействие по гражданским искам не подразумевает обязательного присутствия свидетелей или ответчиков на процессе».
Эксперты не исключают того, что санкции к ответчикам по иску миноритариев ЮКОСа за пределами России все же могут быть применены, но только в том случае, если это дело перейдет в уголовную плоскость. «Вспомните хотя бы Бородина, – говорит Виктор Сивяков. – Поехал в Штаты, там взяли и арестовали. Но специфика дела Бородина или экс-министра Адамова – их дела все же были уголовными». По словам адвоката, истории с арестами за границей Бородина и Адамова показали, что «когда речь заходит о России, зарубежные инстанции все чаще забывают о международно-правовых способах получения свидетелей или ответчиков». «Громкие аресты оправданны, когда хотят воздействовать на свидетеля или страну, откуда он родом», – считает Виктор Сивяков.
По мнению другого эксперта в области международного права, профессора Игоря Зенкина, защитой для российских чиновников вполне может стать и иммунитет, предоставляемый членам официальных делегаций. «Теоретически любой российский гражданин может быть задержан за рубежом, если у него нет этого иммунитета, – сказал Игорь Зенкин корреспонденту «НГ». – Известно, что им обладают лидеры государств и главы внешнеполитических ведомств. Но чиновники обычно тоже ездят за границу с диппаспортами, так как они, как правило, путешествуют в составе делегаций по внешним переговорам».