Судебные приставы занялись взысканием личных долгов экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, отбывающих восьмилетнее наказание по решению Мещанского суда Москвы. «В пользу государственного бюджета с Михаила Ходорковского и Платона Лебедева будет взыскано более 17 млрд. рублей», – сообщили в понедельник корреспонденту «НГ» в пресс-службе ГУ Федеральной службы судебных приставов РФ. Исполнительные действия по взысканию долгов, как отметили в пресс-службе, проводятся Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам Главного управления ФССП по Москве на основании исполнительного листа Мещанского районного суда Москвы.
Как уточнили в пресс-службе ФССП, «Мещанским судом, который в мае прошлого года вынес приговор экс-главе ЮКОСа и главе МЕНАТЕПа, был удовлетворен и иск в их отношении со стороны Федеральной налоговой службы. В рамках этого иска суд принял решение изъять у осужденных и передать в бюджет государства 17 млрд. 395 млн. рублей».
По решению суда, как пояснили в пресс-службе, в обеспечение иска «будут изъяты и переданы в бюджет государства все денежные средства Ходорковского и Лебедева, находящиеся на их личных счетах в российских банках. Кроме того, для погашения суммы задолженности взыскание будет налагаться на ценные бумаги и объекты недвижимости, принадлежащие должникам».
В Федеральной налоговой службе корреспонденту «НГ» вчера отказались ответить на вопросы касательно иска ФНС, а также о том, каким образом с Ходорковского и Лебедева будут взысканы 17 млрд. рублей. «Практики предоставления официальной информации по телефону в нашей структуре не существует», – пояснили «НГ» в ФНС.
Между тем представитель пресс-службы ГУ ФССП РФ Елена Миронова так прокомментировала механизм конфискации сбережений осужденных: «На личные банковские счета Ходорковкого и Лебедева сначала будет наложен арест, после чего все находящиеся на них денежные средства будут переведены на депозитный счет Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного управления ФССП по Москве». Какие именно объекты недвижимости, принадлежащие Ходорковскому и Лебедеву, будут конфискованы, она не уточнила, объяснив это тем, что «это закрытая информация, которая предоставляется только сторонам производства».
В свою очередь, адвокат Евгений Бару, представляющий интересы Платона Лебедева, заявил корреспонденту «НГ», что ему неизвестно, какие средства и какое имущество его подзащитного будут взыскиваться в счет погашения бюджетной задолженности. «Я не знаю о наличии у Лебедева какого-либо имущества, на которое могло бы быть наложено взыскание. Его личные счета – это скромные средства, которые не составляют ну никакой доли от этой суммы. У Лебедева нет никакой собственности. Квартира, в которой он проживал ранее, насколько мне известно, не является его собственностью. Это собственность его жены. О чем заявили представители ФССП по исполнению решения суда, мне понятно. Как они это будут делать, это их вопрос. У нас нет никакого спора с ними по поводу того, кому принадлежит имущество и как они собираются наложить на него арест или реализовать его в счет погашения задолженностей в соответствии с решением суда», – заявил Евгений Бару.
На вчерашний день не было известно о том, не планируют ли совладельцы МФО МЕНАТЕП или акционеры ЮКОСа принять участие в оплате долга Ходорковского и Лебедева. Напомним, что весной прошлого года совладельцы МЕНАТЕП Леонид Невзлин, Владимир Дубов и Михаил Брудно были готовы оплатить задолженность Ходорковского и Лебедева в 5 миллионов долларов. Как пояснил «НГ» источник в окружении Леонида Невзлина, «тогда речь шла о налоговой недоимке, якобы не заплаченной ими (Ходорковским и Лебедевым. – «НГ»). Тогда Мещанский суд не зачел ее, и налоговая инспекция отказалась принимать эту сумму. То есть это был один из эпизодов судебного процесса. Невзлин, Дубов и Брудно считали и считают эту претензию несправедливой, но собрали эти деньги, чтобы снизить сроки содержания в тюрьме».