Передачи России Виталия Калоева, приговоренного в среду Верховным кантональным судом Цюриха к 8 годам каторжных работ за предумышленное убийство диспетчера компании SkyGuide, намерен добиваться Минюст РФ. «Наказание за это преступление может быть исполнено на территории России», – передал вчера Интерфакс сообщение пресс-центра Минюста. Как заявил корреспонденту «НГ» российский адвокат Калоева Владимир Сергеев, защита ищет варианты экстрадиции осужденного в Россию. «У меня сложилось впечатление, что на отбытии им наказания на родине сильно настаивает президент Северной Осетии (Таймураз Мамсуров. – «НГ»)», – сказал адвокат.
Вчера же защитники Виталия Калоева приняли решение обжаловать приговор. Как сказано в заявлении адвокатов, добиваясь пересмотра вердикта, они готовы дойти до Верховного суда Швейцарии. Процедура обжалования, по словам Владимира Сергеева, предусматривает следующие моменты: «Заявив свое решение, мы должны дождаться бумажной копии приговора, и затем в 10-дневный срок подготовить текст апелляционной мотивированной жалобы». Как говорит адвокат, вся процедура может продлиться от нескольких месяцев до полугода. Сам Виталий Калоев, по мнению Владимира Сергеева, «настроен решительно и считает, что непременно должен пройти все инстанции с тем, чтобы выразить свои претензии по приговору». «Он имел право рассчитывать на квалификацию своих действий как совершенных в состоянии аффекта», – считает адвокат.
Что касается намерения экстрадировать Калоева, то оно уже вызвало массу вопросов, так как известно, что условия содержания заключенных в Швейцарии по качеству несравнимы с российскими. Тем не менее родственники осужденного рассчитывают на его перевод в Россию, а конкретно – в Северную Осетию. Настаивает на этом и глава республики Таймураз Мамсуров.
Однако для того, чтобы экстрадиция состоялась, необходимы, по словам адвоката, два условия: «Первое – надо дождаться того, чтобы приговор вступил в силу. Время вступления приговора связано со сроками рассмотрения апелляционной жалобы. И второе – необходима ратификация Госдумой Конвенции о передаче заключенных. Если Калоев все же будет передан России, он должен быть помещен в места лишения свободы. Что касается срока, то следует исходить из того, что в Швейцарии человека освобождают, если он не признан общественно опасным, после отбытия двух третей назначенного судом времени наказания». Таким образом, Калоев может рассчитывать на досрочное освобождение при любом исходе – будет он отправлен в Россию или останется в Швейцарии.
Все необходимое для апелляции время, по словам адвоката, Виталий Калоев останется в той же тюрьме, где он находился после ареста. «Тюрьма расположена в пригороде Цюриха, городке Регенсбад, – рассказал Сергеев. – Он содержится в одиночной камере». В тюрьме, по словам брата осужденного, Юрия Калоева, Виталий все время добровольно работал – был занят в производстве железобетонных деталей (по профессии он строитель). По разрешению швейцарских властей раз в неделю он звонит брату в Москву и сестрам во Владикавказ.
Куда делись катарские узники
Последний раз официальные усилия по вызволению осужденных за рубежом российских граждан предпринимались в прошлом году, когда по обвинению в покушении на лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева к пожизненному тюремному заключению в Дохе (Катар) были осуждены двое граждан РФ. Юридическую помощь на процессе обвиняемым оказывали адвокаты из петербургского адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». МИД РФ неоднократно заявлял о невиновности российских граждан, требовал их освобождения и возвращения на родину. В Доху летал секретарь Совбеза РФ Игорь Иванов, который обсуждал этот вопрос с наследным принцем государства Тамимом Бен Хамадом Бен Халифой Аль Тани. Летом удалось достичь договоренности о том, что россиян для отбытия оставшегося срока наказания перевезут в Москву. 23 декабря 2004 года оба катарских узника спецрейсом вернулись в столицу РФ.
Федеральная служба исполнения наказаний не располагает данными о местонахождении россиян, осужденных за причастность к убийству Яндарбиева, в феврале этого года заявил журналистам глава службы Юрий Калинин. «Мне о них ничего не известно. У нас их нет. Может, их лечат где-то, может, процессуальные вопросы», – сказал тогда Калинин. При этом он добавил, что приговор катарского суда не является основанием для содержания их под стражей в России, поскольку де-юре россияне подпали под юрисдикцию РФ, когда вступили на борт российского самолета.
Как пояснил «НГ» представитель адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», «в соответствии с договором о передаче мы доставили их в Россию и передали определенным лицам. Кому именно, я сообщить не могу». При этом он добавил, что «в договоре о передаче значилась формулировка «для исполнения правосудия», а не для «отбывания наказания».