Генри Резник полагает, что контроль за защитниками не вписывается в природу адвокатской деятельности.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Чиновники Минюста считают независимость адвокатуры чрезмерной и хотят усилить присмотр государства за адвокатами: проверять адвокатские досье, осуществлять различные проверки и прочее. Об этих планах рассказал вчера журналистам президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. «Сейчас в обществе активно говорится о том, что Минюст вынашивает поправки к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, – сказал он. – Согласно им, контроль государства за адвокатами должен быть усилен. Но это не вписывается в природу адвокатской деятельности и в статус адвоката».
Поводом для выступления президента Адвокатской палаты стала история с вынесением Главным управлением Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) предписания о лишении адвокатского статуса защитников Михаила Ходорковского Антона Дреля, Елены Левиной и Дениса Дятлева. Как сообщил Резник, 21 октября квалификационная комиссия палаты рассмотрела это представление и вынесла решение об отказе. Свои выводы комиссия направила в Совет палаты, который 27 октября вынесет окончательный вердикт.
«Заключение квалификационной комиссии следующее: предписание абсолютно неосновательно и противоречит нормам УПК и Кодексу профессиональной этики адвоката, – сказал Резник. – Причем при рассмотрении этого вопроса, учитывая поднявшийся в связи с этим делом шум, я ориентировал членов комиссии в случае обнаружения малейшего состава дисциплинарного проступка в действиях адвокатов на обвинительную позицию».
«Изучение всех событий в Мосгорсуде позволяет мне заявить о некоторых допущенных нарушениях всеми участниками процесса, – заявил Генри Резник. – Шероховатости были допущены в определении суда, согласно которому тройка адвокатов обязывалась судом защищать Ходорковского в отсутствие Генриха Падвы. Претензии имеются к представителям прокуратуры, но я понимаю, что Дмитрий Шохин отстаивал свои интересы в этом процессе, и ему было необходимо быстрое рассмотрение дела, так как истекал срок давности по одному из основных эпизодов. Существуют вопросы и к адвокату Дрелю, объявившемуся на процессе, несмотря на то что он не имел никакого отношения к написанию кассационной жалобы».
По словам Резника, «гособвинитель в своем выступлении заявил о неком адвокатском заговоре с целью сорвать процесс. Однако в результате в суде появились и Генрих Падва, и Юрий Шмидт с ордером адвоката по назначению. Казалось бы, все прекрасно, и прокуратура должна радоваться, но на состоявшейся вскоре пресс-конференции ее представители продолжали отстаивать позицию об адвокатском заговоре, а из службы Росрегистрации в Адвокатскую палату пришло предписание на троих адвокатов».
По мнению президента Адвокатской палаты, «такое последовательное отстаивание озвученной на процессе позиции и ее навязывание чиновникам Росрегистрации может свидетельствовать лишь об адвокатофобии ряда сотрудников Генпрокуратуры». Резюмируя свои выводы касательно сентябрьских событий в Мосгорсуде, Генри Резник сказал: «Дай Бог, чтобы дело ЮКОСа поскорей забылось, потому что оно нанесло удар не только по нашей экономике, но и по юстиции страны. Многое на этом процессе не вписывалось в процессуальные нормы, и теперь надо выстраивать новые нормальные отношения между адвокатурой, прокуратурой и судом».
На основании этих выводов Генри Резник изложил свое мнение о том, на каком этапе сейчас находятся взаимоотношения власти и адвокатуры. «Звучащая сейчас в обществе оценка этих взаимоотношений такова: выстроив прессу, власть пытается осадить адвокатуру и лишить ее независимости, – сказал он. – Я признаю: определенное обострение проблем есть. Мое мнение: адвокатура может быть только независимой, так как лишение ее независимости приведет к печальным последствиям, в частности к изгнанию России из всех международных организаций».
По словам адвоката Резника, помимо возможного внесения поправок в закон об адвокатуре защитники обеспокоены проектом о начале функционирования государственных юридических бюро для помощи малоимущим гражданам. «Кто будет платить адвокатам, так и не ясно, – говорит Резник. – Пока решено, что средства будут взиматься из бюджетов субъектов Федерации. Но регионы все разные: где-то деньги есть, где-то – нет».
По-прежнему не проработан, по мнению главы Адвокатской палаты, и вопрос об обысках в адвокатских офисах. «Здесь налицо нестыковка законодательства, а именно – закона об адвокатуре и УПК. Представители властных структур склонны толковать противоречие в свою пользу».
Как считает Генри Резник, новый УПК изменил существовавший десятилетиями тип уголовного судопроизводства в стране. «У нас был инквизиционный, следственный тип, правосудие без оправдания, – сказал Генри Резник. – Основной задачей нового УПК было возродить независимость суда и ввести принцип состязательности сторон. Сейчас прокуратура достигла колоссальных успехов в реставрации старой ситуации на новой основе, где прокуратура де-факто добивается превосходства над защитой. Свидетельство тому – минимальное вынесение оправдательных приговоров и большая доля условных и мягких приговоров. А в этой доле огромная часть потенциально оправдательных приговоров».